Как снять трешетку с заднего колеса велосипеда. Простая инструкция по обслуживанию

Разбор задней втулки Обслуживание и Ремонт

Выход из строя задней втулки является одной из самых частых поломок в конструкции велосипеда. В статье вы узнаете, как устранять данную проблему, что для этого потребуется и ознакомитесь с кратким теоретическим ликбезом.

Виды велосипедных втулок и их компоненты

Схема

В зависимости от того, на каком колесе располагаются, они классифицируются  на передние и задние. Строение передних устройств предельно упрощено, поскольку они предназначены только для фиксации колеса на вилке.

Конструкция деталей для заднего колеса гораздо сложнее, а их разновидностей больше:

  • Для кассеты.
  • Для трещотки.
  • С ножным тормозом.
  • Со свободным ходом.
  • С одной звездой.
  • планетарные (названы в честь механизма, позволяющего переключать скорости).

Несмотря их на разнообразие все они содержат ряд обязательных компонентов.

Подшипники

Пример подшипника

В конструкциях со свободным ходом используют две разновидности подшипников – конус-чашку и промышленные подшипники.

Поскольку такие втулки являются самыми распространёнными, остановимся подробнее на упомянутых подшипниках.

Конус-чашку применяют в конструкции всех видов велосипедов как в бюджетных моделях, так и на байках премиум-класса. Втулка включает корпус, ось, чашки, шарики, пыльники, конусные гайки и контргайки.

Промподшипники устроены проще, их конструкция более цельная, поэтому сборка и разборка занимает меньше времени. Они считают более надёжными, но и стоят дороже.

Важно! Замену подшипников заднего колеса скоростного велосипеда специалисты рекомендуют проводить полностью, а не частично.

Корпус втулки

Обеспечивает защиту и связь всех компонентов детали. Главное требование к корпусу – высокая прочность, поскольку на него приходятся нагрузки от вращения и приземления.

Для изготовления применяют алюминий или титан.

Задняя ось

Ось

Основная нагрузка при движении ложится на заднюю ось велосипеда. Это главный внутренний элемент втулки. Он представляет собой жёстко закреплённый при помощи дропаутов металлический стержень.

Когда надо обслуживать заднюю втулку

Обслуживание может быть периодическим или вынужденным. Первый вариант предполагает плановое мероприятие. Чистку и смазку делают с целью продления ресурса и профилактики поломок.

Специалисты советуют проводить обслуживание втулки через каждые 5 тыс. км велопробега.

Вынужденные меры выполняют при появлении явных проблем во время движения – шумов, треска, затруднения при вращении колеса.

Причин этих неполадок множество:

  • Неправильная затяжка конусов;
  • Некачественная смазка (потеря ею своих физико-химических свойств);
  • Поломка отдельных элементов втулки.

Чтобы справиться с этими проблемами, достаточно иметь базовый инструментальный набор велосипедиста.

Выбор инструментов и запасных деталей

Можно использовать как специальное велосипедное оборудование, так и обычный бытовой инструмент.

Для ремонта втулки понадобятся:

  • Молоток;
  • Разводной ключ;
  • Отвёртка (плоская);
  • Пассатижи;
  • Смазочный материал;
  • Пинцет;
  • Основание, на котором будем работать (ткань, бумага);
  • Ветошь.

Для снятия трещотки с велосипеда потребуется специальный съёмник.

Разборка

Перед выполнением процедуры следует запастись ручкой и листом бумаги, куда необходимо заносить последовательность разбора. В качестве альтернативы рекомендуют использовать фотокамеру или другие средства видеофиксации.

Вначале следует получить полный доступ к конусным гайкам. Ротор дискового тормоза убирают, если его болты препятствуют установке конусного ключа. Кассету или трещотку удаляют в обязательном порядке.

До того как снять заднюю трещотку, производят выемку заднего колеса из рамы.

Расконтровка конусных гаек допускается только с одной стороны.

Причём расконтривают только ту сторону конуса, которая находится на стороне крепления ротора.

Для выполнения процедуры понадобятся два конусных ключа. Одним фиксируется конус-гайка, вторым демонтируется контргайка.

Далее вынимают ось, снимают пыльники и чашки.

Очищение и смазка

Процедуру чистки и нанесения смазки выполняют в отношении шариков, чашки, конус-гаек и оси. В качественных деталях предусмотрена система защиты от пыли, поэтому можно будет обойтись ветошью. В противном случае применяют химические чистящие средства.

Для смазывания специалисты рекомендуют использовать различные тефлоновые составы. Бюджетный альтернативный вариант – Литол-24.

Недопустимо применять смазочные материалы, предназначенные для обслуживания автомобильного транспорта.

Смазка на компоненты втулки наносится тонким слоем. Следует избегать избыточного накопления смазки в местах сочленения деталей.

Обязательно обрабатывают резьбу, торцы и оси – это необходимо для профилактики коррозии.

Ремонт

Среди самых частых ремонтных работ можно отметить подтяжку корпуса, замену подшипников, регулировку тормозных колодок.

Перед выполнением процедуры следует внимательно изучить конструктивные особенности вашей втулки.

Сборка

Предполагает выполнение действий, обратных демонтажу. Первым делом устанавливают пыльники, затем вставляют ось (делают это со стороны кассеты). В итоге конус-гайка, которую мы не трогали, должна лежать напротив ротора.

После монтажа конус-гайки и контргайки выполняют регулировку. Качество выполнения процедуры проверяют, приподняв колесо. Оно должно вращаться плавно, без всяких сбоёв.

Процесс сборки завершают, надевая второй ряд пыльников и монтируя эксцентрик. Проверяют плотность установки уплотнительных резинок.

Наиболее частые проблемы и пути их устранения

Далее рассмотрим распространённые основные типы поломок и методы их устранения.

Люфт

Люфтами называют небольшие зазоры, появляющиеся между взаимосвязанными механическими компонентами. Возникает ситуация, когда движение одной детали не влечёт изменение положения другой.

Люфт велосипедного колеса предполагает смещение его положения относительно втулки. Велосипедист ощущает т.н. «биение колеса».

Среди причин проблемы называют износ втулки, конус-гайки, дорожек подшипников. Явление возникает при частой интенсивной эксплуатации транспортного средства.

Решают проблему заменой износившейся детали. Также проводят регулировку компонентов втулки.

Перетяжка конуса

Чрезмерное затягивание контурных гаек приводит к появлению дополнительного трения во втулке. В результате велосипедное колесо теряет накат.

Для устранения осуществляют регулировку конусов.

Поломка или искривление оси

Происходят вследствие заводского брака, применения производителем некачественного сырья. Поломки особенно характерны для втулок с трещотками, поскольку благодаря их конструктивной специфики происходит увеличение нагрузок на ось.

Единственный вариант – приобретение и монтаж новой детали. Благо стоят они недорого. Собираясь совершить покупку, возьмите с собой оригинал.

Так вы сможете подобрать замену, которая подойдёт установленном втулке.

Хруст или шум внутри втулки

Перечисленные признаки являются сигналом, что втулка требует внеочередного обслуживания. Сделать это необходимо как можно быстрее, иначе высок риск возникновения аварийной ситуации.

Процедура подробно описана выше: осуществляют разбор, замену смазки, проводят диагностику дефектов деталей. Испорченные элементы заменяют.

Если после выполнения всех действий проблема не исчезла, возможно, придётся приобрести новую втулку.

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий