Безопасность во время движения велосипеда имеет большое значение как для велосипедиста, так и для окружающих. Исправность тормозной системы – один из решающих факторов обеспечения безопасности.
За это отвечает определённая деталь, о которой мы подробно расскажем в статье.
Что такое калипер и для чего он нужен
Калипер велосипеда – это составная часть велосипедной системы тормозов, которая фиксируется на раме или вилке.
В него вставляются тормозные колодки.
Деталь соединяется с тормозной ручкой посредством специального тросика или гидролинии.
Тормозная система велосипедов делится на 4 вида:
- Барабанная система тормозов. Бывает с ножным приводом, педальным или ручным.
- Ободная.
- Дисковая.
- Роллерная (применяется очень редко).
Каждая из этих тормозных систем имеет ряд как преимуществ, так и недостатков, но по опыту пользователей наибольшей популярностью пользуются ободные и дисковые тормоза – они отличаются бесперебойной работой и быстрым реагированием на действия велосипедиста.
Калипер – это основной действующий элемент дисковых тормозов. Состоит из цельного металлического корпуса, внутри которого прикреплён поршень с одной или с обеих сторон.
Главная его задача – это передача импульса силы на тормозные колодки, а также их удержание.
Факт: по принципу действия калиперы являются аналогами автомобильных суппортов, только имеет меньшие размеры.
Как осуществляется торможение:
- Силовой импульс, переданный от тормозной ручки, по тросику или гидролинии переходит к калиперу.
- Суппорт оказывает усилительное действие на колодки.
- Происходит сжимание колодок, а это, в свою очередь, приводит к остановке вращения диска, зажатого между ними.
Важно: тормозной калипер – очень важная деталь в устройстве велосипеда. Если он выходит из строя, тормозная система оказывается лишена своей функциональности.
Поэтому техническое обслуживание и ремонт должны быть своевременными.
Если тормоза механические, то периодической подтяжке и смазке подлежит тросик, а если гидравлические – необходимо менять жидкость.
Как он устроен
Чаще всего калипер производят из сплава алюминия – этот материал прочный и долговечный, он не подвержен коррозии и не утяжелят конструкцию велосипеда.
В редких случаях материалом этой детали выступает сплав магния.
Некоторые производители изготовляют модели велосипедных суппортов из двух частей, которые крепятся вместе с помощью фиксирующих болтов.
По своему устройству калиперы бывают:
- Однопоршневыми.
- Двупоршневыми, когда по обеим сторонам детали расположено по поршню.
Двупоршневые калиперы удобны тем, что к ним есть возможность легко прикрепить удлинённые тормозные колодки.
Бывают также модели с креплениями универсального типа. Для них характерно наличие овальных отверстий, с помощью которых калипер без затруднений можно закрепить на любой вилке.
Дополнительная информация: если велосипед оснащён более дешёвой тормозной системой, гидролиния имеет фиксированный ввод, а на более дорогом оснащении угол ввода гидролинии можно настроить самостоятельно.
Важное значение имеет то, какого размера ротор на велосипеде. Самый маленький стандартный размер ротора имеет значение 1400 мм, а самый большой – 220 мм.
От величины параметра напрямую зависит эффективность торможения и надёжность тормозной системы – чем ротор больше, тем качественнее тормоза.
Ошибочно думать, что самый большой диск размером 220 мм можно поставить на абсолютно любую модель велосипедов.
Выбор размера ротора должен основываться на том, какие задачи стоят перед велосипедом и для каких целей он предназначен: диски больших размеров целесообразнее устанавливать на горные и экстремальные модели.
Это объясняется тем, что в условиях экстремальной езды от мощности тормозной системы может зависеть жизнь велосипедиста.
Если велосипед предназначен для перемещения по городу, оптимальный размер ротора будет составлять 160–180 мм.
Механический или гидравлический
Велосипедные калиперы могут быть гидравлическими или механическими – это зависит от того, какой системой тормозов оснащён конкретный велосипед.
По своему строению они различаются между собой.
Механическое устройство представляет из себя кулачковый механизм. Снаружи он имеет рычажок, а к нему прикреплён тросик.
Силовой импульс передаётся от ручки к поршню с помощью кулачка или многозаходного винта.
Гидравлический калипер представляет из себя цельный корпус, с закреплённым внутри поршнем (или двумя). Силовой импульс, направленный на жидкость внутри гидролинии.
За счёт создаваемого давления поршни приходят в движение, чем заставляют двигаться колодки.
У обоих устройств есть как преимущества, так и недостатки.
Плюсы механического калипера:
- доступная цена;
- лёгкое обслуживание и замена;
- простота установки.
Минусы:
- требует частой регулировки, подкручивания;
- в случае разрыва тросика тормозная система моментально откажет.
Преимущества гидравлического калипера:
- высокая надёжность в эксплуатации;
- гидравлическая система более минималистичная в сравнении с механической и не так нагружает велосипед;
- моментальная реакция даже при слабом нажатии;
- высокая износостойкость, обусловленная тем, что детали не трутся между собой;
- торможение обладает высокой мощностью.
К недостаткам гидравлического суппорта можно отнести высокую стоимость и сложное обслуживание. Техническое обслуживание предполагает регулярную замену тормозной жидкости.
Важно: если велосипед упадёт и ударится о землю, есть риск, что гидролиния повредится.
Чтобы определиться с тем, что выбрать – механику или гидравлику, необходимо опираться на свой стиль катания и назначение велосипеда. Если предполагается езда по маршрутам, на которых может потребоваться резкое мгновенное торможение, то лучше обратиться к гидравлической системе.
Это может быть езда по горной местности, экстремальное катание, гоночная трасса.
Если вы предпочитаете неспешные спокойные велопрогулки без резких спусков и подъёмов, перемещений по городу или сельской местности, то переплачивать за гидравлику нецелесообразно – лучше остановить свой выбор на более доступных и лёгких в обслуживании механических тормозах.
Надёжная и бесперебойная работа тормозов – залог безопасного катания. Каждый велосипедист должен ответственно относиться к регулярной проверке работы тормозов.
Независимо от того, какой системой тормозов оснащён велосипед, калипер требует к себе внимательного отношения.