Для комфортной езды на велосипеде необходимо периодически обслуживать. В перечень работ по техобслуживанию велобайков входит смазка его подшипников.
Все трущиеся и движущиеся элементы время от времени придётся смазывать. Лишь в этом случае передвигаться на транспортном средстве будет удобно.
Сегодня на рынке представлено множество смазок для подшипников велосипеда, различающиеся по составу и эксплуатационным характеристикам. Поэтому при покупке нужно внимательно изучить всю информацию о товаре.
Зачем смазывать подшипники
Благодаря смазочным материалам, между движущимися элементами подшипников образуется маслянистая плёнка.
Она выполняет следующие функции:
- Уменьшает трение, в результате чего все части сборочного узла работают эффективнее.
- Способствует снижению шума.
- Охлаждает, препятствует нагреванию до критической температуры.
- Благодаря водоотталкивающим свойствам, обеспечивает антикоррозийную защиту.
- Препятствует проникновению загрязнений из внешней среды.
- Повышает устойчивость мелких деталей к износу, продляя эксплуатационный период.
Виды смазки для велосипедных подшипников
Все смазочные материалы подразделяются на несколько видов:
- Консистентные. Характеризуются густой консистенцией. У них продолжительный эксплуатационный период и большой диапазон переносимых температур. Но при нанесении и удалении могут возникнуть трудности. Ещё один минус заключается в том, что на них оседает много пыли.
- Жидкие. Для обработки подшипников такими средствами используют маслёнку или обыкновенный шприц. Излишки удаляют, воспользовавшись для этого ветошью. Из минусов можно выделить появление потёков. Это происходит из-за жидкой консистенции состава и недостаточного опыта в обработке. К тому же к этому приводит изменение вязкости в результате перепадов температурного режима окружающей среды.
- Двухкомпонентные. Плюс состоит в точечном нанесении жидкой субстанции. Аэрозоль проникает даже в те места, к которым затруднён доступ. Минус заключается в том, что смазка может при нанесении попасть мимо нужной части подшипника. Поэтому после завершения обработки понадобится подождать, пока составляющее вещество полностью испарится.
Консистентные густые смазки
Этот смазочный материал, обладающий густой консистенцией, поступает на прилавки магазинов в банках и тубах. Характеризуются продолжительным сроком эксплуатации и хорошей устойчивостью как к низким, так и к высоким температурам.
Различают несколько типов смазки из категории густых.
Литиевые масла
Обладают следующими характеристиками:
- В составе данного типа смазочного материала содержится литий красноватого либо жёлтого оттенка.
- Необходимость применения литиевой смазки возникает, когда требуется повысить степень скольжения. Также его используется, если требуется расширить диапазон температурных показателей.
- Могут эксплуатироваться при температуре от -50 до +180˚С.
Для обработки велосипедных подшипников отлично подходят такие литиевые масла российского производства как «Литол», «Шрус», Смазка №158 и «Циатим».
Смазка №158 отличается высокими показателями адгезии:
- Благодаря добавлению фталоцианина меди, она имеет голубой оттенок.
- Является прекрасным загустителем и присадкой, препятствующей окислению поверхностей.
- Хорошо переносят температуру от -40 до +120˚С.
Недостатком литиевых масел состоит в том, что они разрушающие воздействуют на алюминий, поэтому нельзя допускать попадания средства на детали, изготовленные из этого металла.
Кальциевые масла
Качества, которые характерны для кальциевой смазки:
- Из-за входящего в их состав кальция имеют жёлтый цвет.
- Обладают хорошей адгезией с металлическими поверхностями.
- На протяжении длительного времени смываются водой.
- Могут эксплуатироваться в условиях повышенной влажности.
- Подходят для всех видов металлов.
Минусом является небольшой диапазон температур, при которых возможно использование кальциевых масел. Их можно применять при температуре от -30 до +50˚С.
Графитовые смазки
Главным компонентом этого типа смазки является графитовая пудра, связующим веществом в которой выступает масло. Среди преимуществ можно выделить следующие:
- Остаются на поверхности дольше, чем другие смазочные материалы.
- Способствуют снижению трения, благодаря графитовому слою.
Недостаток состоит в том, что они пачкают другие поверхности, соприкасаясь с ними.
Технический вазелин
Это непрозрачная масса коричневого, жёлтого либо приближённого к ним цвета, обладающая следующими свойствами:
- Хорошо защищает поверхности от окисления.
- Обладает отличными антикоррозийными характеристиками.
- Легко наносится и остаётся на поверхности продолжительное время.
Имеющиеся в составе вазелина свободные кислоты могут нанести вред хромированному слою подшипников.
Жидкие масла для подшипников
Поступают на прилавки магазинов в различной таре: маленьких канистрах, маслёнках и шприцах. Обладают разными показателями вязкости. Автомобильное масло применяют для обслуживания подшипников трещоток либо тормозных ручек.
Можно смазывать втулки велосипеда. Достаточно капнуть три капли для обновления средства.
Рекомендуется неукоснительное соблюдение дозировки, чтобы лишнее масло не вытекало, поскольку оно разрушает резиновые покрышки.
Обновлять жидкую смазку раз в пару недель либо непосредственно после эксплуатации в дождь.
Также они отличаются простотой нанесения и удаления.
Двухкомпонентные смазки
Продаются в маслёнках, а также в виде аэрозолей. В состав двухкомпонентной смазки входит растворитель для масла, разжижающий его консистенцию.
Она характеризуется схожей степенью текучести с водой, поэтому легко проникает внутрь деталей, состоящих из нескольких элементов.
После нанесения растворитель высыхает, на обработанной поверхности остаётся вязкая субстанция.
Маслянистая плёнка плохо смывается водой. Именно по этой причине её применяют при консервации велобайка на зиму.
Силиконовая
Этот тип двухкомпонентных смазочных материалов представляет собой пластичный материал в виде спрея, а также поступает в продажу в виде разлитой в бутылки жидкости. Имеет следующие технические характеристики:
- Силикон не вредит резиновым элементам байка.
- В их состав входит растворитель и кремниевые органические соединения.
- Обладает отличными пылеотталкивающей способностью.
К примеру, смазка «Eltrans» может эксплуатироваться при температуре от -40 до +200˚С. Она может использоваться для обработки как металлических элементов, так и для уплотнителей из резины.
Это универсальная смазка для ухода за велобайком.
Тефлоновая
Важнейшим преимуществом тефлоновой смазки является её повышенная сопротивляемость к истиранию. К тому же она обладает такими качествами:
- Может использоваться на любых поверхностях.
- В процессе работы продолжительное время сохраняет своё первоначальное состояние.
- Содержит в своём составе растворитель, антистатин, препятствующий оседанию пыли, и другие составляющие.
- Способствует избавлению от скрипов.
- Имеет продолжительный эксплуатационный период.
Восковая
Составляет конкуренцию тефлоновым смазочным материалам и отличается следующими свойствами:
- Ложится более толстым слоем.
- Не нуждается в частом обновлении.
- В процессе повышения давления сохраняется на обработанных поверхностях меньшее количество времени.
- Перед повторным нанесением восковой смазки нужно предварительно тщательно почистить поверхность от старого слоя.
- Хорошо проникает на нужные части детали, быстро высыхает.
Проникающие масла
К ним относится смазка WD-40, выпускаемая в виде аэрозоля. Из её качественных характеристик можно выделить:
- Способность размягчать ржавчину.
- Способствует разжижению старого уже подсохшего слоя.
- Имеет прекрасные водоотталкивающие свойства.
Её аналогами являются Any Way и УНИСМА российского производства. Они не являются смазками и включают в свой состав уайт-спирит, керосин и связывающий компонент. Основным веществом является растворитель.
Правильное использование WD-40 заключается не в смазывании элементов велосипеда, а в обработке ржавчины и предыдущего слоя смазки.
К проникающим средствам также относится Nanoprotech, основой которого является минеральное масло. Его можно также применять для обработки трущихся элементов, не работающих под высоким давлением.
Как правильно выбрать смазку
При выборе смазки для подшипников велосипеда следует учитывать, в каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство:
- время года;
- температурный диапазон;
- климатические особенности.
Многие масла не подходят для использования в зимний период. Некоторые их составляющие не выдерживают чересчур низких температур.
При большом минусе они загустевают. Для холодного времени года хорошо подходят такие смазки как ВНИИМП-235 и ЦИАТИМы.
Если планируется ездить по пыльной и грязной местности, лучше воспользоваться консистентной смазкой. Она обеспечивает надёжную защиту деталей от негативного воздействия влаги.
Также можно остановить свой выбор на Archoil AR 8100 и 8200.
Ещё одним хорошим вариантом является «Солидол Ж», предназначенный для любителей велосипедной езды, которые не увлекаются профессиональными гонками и не передвигаются на повышенных скоростях.