Велосипед был всегда актуален в активном отдыхе. Особенно это обстоятельство справедливо в туризме. Не зря среди известных названий велосипедов фигурирует такое, как «Турист».
Об этой модели и пойдёт речь дальше.
История создания и развития
История этой модели начинается с далёкого 1923 года. Да, именно в этом году был основан Харьковский велосипедный завод им. Петровского. Первая модель сошла только в 1949 году из-за известных исторических событий того времени.
Выпуск серии продолжался на протяжении 12 лет. За это время было произведено три модификации: В31, В32, В33.
Понятно, что первые образцы только концептуально были похожи на современные модели. Так, В31 — обычный синглспид со свободным ходом.
На этом достижения советских инженеров только начали набирать обороты. Прежде всего, не устраивала конструкция с одной скоростью, поэтому следующая модель В32 уже пошла в серию с тремя скоростями, причём с возможностью переключения в движении.
К сожалению, В31 выпускался недолго и мелкими партиями. Сегодня найти этот первый велосипед в хорошем состоянии считается редкой удачей.
В32 выпускался достаточно долго в неизменном конструктивном виде и концу выпуска эту модель решили немного изменить. Были переделаны механизм переключения скоростей и изменена конструкция вилки.
Были и другие изменения, но не столь значительные.
Следующим в линейке стал В33. В этом велосипеде уже применяется хромированная сталь вместо алюминия. Изменили и эмблему.
Именно эта модель создала ту самую классическую форму туристического велосипеда.
Уже с 1961 года «Турист» перестал быть таковым. Как известно, в этом году состоялся первый полёт человека в космос в СССР. Тема космоса была очень популярна. Этот факт и воплотился в следующем названии.
Теперь модель стала называться «Спутником». Первым же изделием под новым именем стала модификация В34. Модель претерпела много инноваций.
Например, руль изготовлен из алюминия, а внешний вид менялся чуть ли не в каждой последующей модернизации.
Но главным новшеством стало добавление ещё одной скорости в трансмиссию.
Так продолжалось 16 лет, пока в 1977 году не вернулось прежнее название. Модель с новым или старым названием была очень похожа на «Спорт 542» за исключением дизайна.
Но полюбившийся «Спутник» не ушёл в историю, а продолжил свою жизнь в качестве самостоятельного плавания со своей линейкой. Выпуск его продолжался вплоть до 1983 года.
Интересующий нас «Турист» с 1980 года выпускался в течение семи лет, после чего решили поменять внешний облик без замены конструктивных элементов.
Модель 153421 получилась неудачной из-за качества материалов, которое негативно сказалось на раме.
Последним «Туристом», произведённым в СССР, был велосипед модификации 153452 со следующими изменениями:
- система тормозов выполнена из алюминия;
- крепление багажника было изменено.
Однако модель была некачественной.
Почти все соединения шли с производственным браком, на который попросту закрывались глаза.
Чуть позже ХВЗ восстановил производство с применением импортных комплектующих, но это уже современные модели и совсем другая история.
Технические характеристики
Первые образцы рассматриваемой модели были похожи и имели следующие характеристики:
- рама изготовлена из хромированной стали (В33);
- база составляет 109 см;
- рулевой вынос и велосипедная вилка изготовлены из стали;
- обода колёс алюминиевые под типоразмер покрышек 32*622 мм, диаметр колёс равен 28 дюймам;
- литые педали;
- от 1 до 3 передач;
- вес около 14 кг;
- дополнительное навесное оборудование и снаряжение, насос для накачки шин. На некоторых моделях присутствуют задние фонари.
Новая жизнь велосипеда
Некоторые велосипедисты до сих пор пользуются советскими моделями «Турист». В вопросах качества звучат неоднозначные отзывы, да и время берёт своё.
Хотя при должном обслуживании срок эксплуатации велосипеда можно продлить. Как же вдохнуть новую жизнь своему двухколёсному железному коню?
Имея определённый опыт езды на своей модели, вы уже должны понимать, что чаще всего ломается и выходит из строя. Понятно, что первоочередным делом нужна будет замена некоторых узлов на новые.
Среди таких механизмов:
- цепь;
- обода колёс;
- РТИ и покрышки;
- механизм переключения скоростей.
Помимо этих операций по ремонту или замене, вполне резонно обновить и внешний облик велосипеда, перекрасив его в современные цвета.
Запасные части можно приобрести через специализированные интернет-магазины или на форумах.
Как вариант, можно оснастить свой «Турист» световой оптикой, которая подойдёт к любым моделям. Подобное оснащение заметно выделит ваш велосипед среди остальных.
Современный турист
А что сегодня предлагает изготовитель почитателям этой марки? Прежде всего стоит выделить модель 48 SH.
Диаметр колёс тот же, что и на ранних моделях. Высота рамы 54 см. Доступен в трёх цветах. А вот со скоростями уже не так просто, как в старых модификациях — целых 7 передач.
Из дополнительного оборудования: багажник, подножка, удобное мягкое сиденье и защитный кожух на цепь. Многие комплектующие импортного производства, например, педали фирмы Neco.
Рама, как и прежде, из стали. Хотя есть и проигрыш в весе по сравнению с предыдущими, но зато прочна, удобна и пригодна в ремонте.
Дополнительный тюнинг
Если в придании новой жизни вашему велосипеду подразумеваются оригинальные запчасти или их аналог, то тюнинг может ограничиться только вашим воображением.
При попадании «Туриста» в руки фанатичного умельца можно просто не поверить, что перед вами именно ваш велосипед.
Замене могут подлежать:
- Кассета, трещотка, педали.
- Шатуны.
- Цепь и защитные кожухи.
- Колёса, покрышки.
- Навесное оборудование.
- Седло.
Все эти комплектующие представлены разными производителями, в том числе и ХВЗ. Фактически после тюнинга от велосипеда останется только оригинальная рама, которую можно покрасить в любой понравившейся цвет.
И все эти манипуляции можно произвести в домашних условиях. Особенно креативно смотрится подсветка на ободе колёс, благо, что в выборе с источниками питания для реализации подобного тюнинга сегодня нет никаких проблем.
Где найти запчасти к советским велосипедам?
Найти нужные комплектующие не составит труда. Нужно только время, желание и выход в интернет. На специализированных площадках можно найти всё что угодно.
В том случае, если нужной детали не окажется, то всегда есть запасной верный вариант — заказ на изготовление у различных мастеров. Они посоветуют подобрать нужные размеры или подгонят уже выбранный механизм.
Всё зависит от толщины кошелька и конкретного механизма. Ну и последний шанс найти то, что нужно — это барахолка, в том числе и на просторах интернета.
Что мы имеем в итоге? Во-первых, определились с тем фактом, что ХВЗ жив и продолжает выпуск именитой марки. Есть одно «но».
В связи непростой сложившейся известной обстановки, поставка, заказ и прочее сегодня осложнены.
Во-вторых, велосипед «Турист» по-прежнему доступен любителям активного отдыха и собирателям раритетов.
Как изделие, модель достаточно доступна по цене и легко поддаётся модернизации и тюнингу. Всё зависит от желания и возможностей.
Как говорится, глаза боятся, а руки делают!