Если кому-то удалось найти в гараже спортивный велосипед ХВЗ Старт, то нужно радоваться такому «хламу», потому что это раритет с очень богатой историей.
Многие умельцы восстанавливают такую технику, давая ей вторую жизнь. Изменяя геометрию по своим возможностям, можно получить полноценный байк, не хуже заграничного.
В эпоху предыдущего столетия происходило много занимательных и значимых событий. Начало 20-го в
Велосипеды Старт Шоссе от ХВЗ история
ека, а точнее 1923 год запомнился началом работы ХВЗ — велосипедного завода в городе Харьков.
Через год был дан успешный запуск первой линии стальных Стартов, на которых было совершено кругосветное путешествие.
Велосипеды ХВЗ охотно скупались на родине, а после войны успешно экспортировались более чем в 30 стран.
В послевоенный период началось стремительное развитие советского спорта и гоночных видов состязаний. Для тренировок необходим был быстрый, лёгкий, удобный велосипед и на ХВЗ начались работы, чтобы получить оптимальные гоночные и другие характеристики.
Во второй половине 60-х появились первые скоростные байки Старт Шоссе, которые имели ряд отличных спортивных и туристических качеств.
Достоинства и недостатки
Благодаря модернизации, шоссейный Старт от ХВЗ уверенно вёл себя на ровном шоссе и спокойно преодолевал крутые подъёмы.
Велосипеды имели приемлемую цену и ряд скоростных характеристик, актуальных и на сегодняшний день:
- Развитие скорости до 45 км/ч и выше;
- Малый вес, не более 12 кг вместе с обвесами, несмотря на то, что основные композитные детали сделаны из легированной стали;
- Облегчённая рамная часть, за счёт тонкостенных трубок;
- Динамичный разгон, хорошая балансировка и торможение;
- Колёса узкие, с туринговыми шинами, имеющими отличное сцепление.
- Лежачий руль;
- Лёгкий подъём по крутой наклонной поверхности.
Это интересно: Подобная классификация есть у большинства ультрасовременных велосипедов, собранных на известных фабриках.
Новейшие байки более совместимы с текущими тенденциями, благодаря внешним данным и современным наворотам.
По отношению к этим особенностям, шоссейные велосипеды ХВЗ Шоссе имеют некоторые недостатки:
- Всего 3 режима скорости;
- Неудобное пластиковое седло на жёстком каркасе;
- Плохая манёвренность, поэтому езда по тротуарам с бордюрами, пешеходами затруднительна и приемлема только на широких дорогах с гладким асфальтовым покрытием;
- Тонкие гоночные шины легко прокалываются, пробиваются;
- Упрощённый дизайн.
К минусам велосипедов Старт можно отнести прекращение выпуска в 2002 году и закрытие завода. При активном использовании ветерана велосипедной индустрии ХВЗ, могут быть затруднения в плане ремонта, монтажа и поиска запчастей для замены.
Из-за особенностей комплектующих, характерных только для линейки Старт, к ним подходят не все детали от современных велосипедов.
Факт: Если учесть, что велосипеды Старт выпускались в прошлом веке и собирались вручную, то можно закрыть глаза на их небольшие недостатки и признать их морально не устаревающую значительность.
Модельный ряд велосипедов ХВЗ Старт Шоссе
Все шоссейные велосипеды семейства Старт имели популярность у широкого круга любителей скоростей.
За время существования, ХВЗ успел выпустить несколько ограниченных партий гибридных моделей и массовую серию марок, ставших наиболее известными.
ХВЗ Старт Шоссе В 553
Велосипед увидел свет в 1967 году, после модернизации прототипов В31-32 Турист, выпускавшихся во время войны и В-53 Харьков, в послевоенный период.
Старт В-553 являлся ответом на вызов зарубежных технологий, заполонивших русский и украинский велосипедный рынок.
Были учтены прежние недоработки, немного убран вес (10,4-чистый) и сделан упор на главное предназначение – скоростная гонка.
- На рамную и рулевую части пошла сталь сложного среднелегированного сплава 30ХГСА, на коронки и узлы – нелегированная 30Л, на наконечники – низко углеродная 10;
- Колёсная база была 1040/1060 мм, а ростовая геометрия составляла 540-560-580 мм;
- Руль — лежачий «баран» на выносе;
- Втулки, обода и шатуны из дюралевого сплава № В95;
- Спицы с переменным сечением, утолщением на концах;
- Тормозная система стабильная, клещевого (ободного) типа;
- Покрышки 27 на 1,1/8 дюйма;
- Угол наклона составлял 72 ⁰;
- Цепь обычная стандартная, втулочно роликовая;
- Трансмиссия 10-и скоростная.
Выпуск Стартов был посвящён 50-летнему юбилею Революции (об этом напоминали яркие принты) и был прекращён в 1969 году.
ХВЗ Старт Шоссе В 555
Разработка велосипедов этой марки началась в 1970 году, после закрытия линии В 553. Новые Старты почти не отличались от братьев, трубные элементы были из той же стали, и конструкция осталась почти неизменной.
Явных отличий визуально не было заметно, но они замечались профессионалами после сравнения характеристик и при езде на велосипеде.
Разница проявлялась в улучшенной геометрии, обновлённых колодочных держателях и в конструктивных мелочах:
- Колёсная база стала меньше – 1020/1030 мм;
- Высота разнообразней от 540 до 600 мм;
- Угол наклона составил 73 ⁰:
- Вынос руля стал глубже;
- Вес Старта был 11 кг;
- Обода стали жёстче.
На заметку: Велосипеды ХВЗ чаще можно было увидеть в зелёном цвете. С выходом Старта В 555, возможность купить синий, жёлтый и даже красный велосипед, была намного реальнее.
ХВЗ Старт Шоссе Олимпиада Москва 80 155 412
Выпуск серии был ознаменован проведением олимпиады, начало которой ожидалось в 80-м году прошлого столетия.
В столичном ЦК решили, что пора перейти на родные технологии, и отказаться от импортного оборудования. Комитет поставил перед конструкторским бюро ХВЗ непростую задачу – создать лёгкий, надёжный велосипед для советской команды велогонщиков.
Сроки были сжатые, но мастерам удалось получить оптимальную конструкцию Старта по прототипам иностранных велосипедов:
- итальянских De Rosa, Colnago, Cinelli;
- голландских RIH;
- французских CNC.
Тема западного карбона была недоступна для применения, по причинам отсутствия материала в стране.
Конструкторы опять использовали сплавы из родной стали с примесью алюминия, титана и поучили образцовый велосипед:
- Высота стальной рамы была с параметрами 560 и 580 мм, база имела один размер– 1060 мм;
- На спицы, каретку, шатуны, свободные втулки, пошёл сплав легированной стали с титаном;
- Обода, руль, педали челночного типа были из алюминия;
- Вилка опять стальная, но новой геометрии;
- Строение сёдла и диаметр шин остались прежним;
- Вес составил-8,5 кг, что было намного ниже обычного стандарта!
К сожалению, олимпийский комитет не удалось впечатлить, даже столь невероятными параметрами Старта. Спортивная верхушка не собиралась отказываться от велосипедов Colnago Mexico, на которых наши гонщики неплохо выступали и тренера активно поддержали начальство.
Спортсмены отнеслись снисходительно к 4-м подаренным Стартам и, поддержав тренерский бойкот, просто пытались вывести велосипеды из строя.
На испытаниях использовались экспериментальные версии, которые рассматривались придирчиво и эксплуатировались нещадно. Сломать велосипеды было очень непросто, но гонщикам всё-таки удалось покалечить облегчённые титановые детали — валы каретки, несколько спиц и шатуны.
После этого правительство вынесло жёсткий вердикт, поставив крест на использовании велосипедов ХВЗ.
Марка, которая так и не пригодилась по назначению, увидела свет в этом же, 1979 году. Велосипеды продолжали выпускать, правда, только по индивидуальным заказам гонщиков.
Это интересно: До полного прекращения линии, в 1981 году, с конвейера сошли единицы, и только редким счастливчикам повезло стать обладателем олимпийского эксклюзива.
Варианты тюнинга
Детали редкие, как и сами велосипеды, но они есть, нужно только хорошенько поискать в комиссионках, автомастерских и на форумах.
Из сегмента раритетных запчастей, можно найти подходящие б/у обода, вилки, каретки, рамы и разные мелочи. Многие используют запчасти от других велосипедов, тоже сделанных в эпоху социализма.
ХВЗ выпускал и пассажирский транспорт, и любые Туристы или Спутники прекрасно подойдут для этих целей. Старый «скелет» можно перекрасить или хромировать, чтобы увеличить привлекательность велосипеда.
Отзывы велосипедистов
Американские эксперты компании Schwinn отзываются с восторгом обо всей высокоскоростной линейки Старт, даже несмотря на русофобство. Высокая оценка была дана после испытания велосипедов и отдельных деталей ХВЗ в экстремальной обстановке.
Экспертиза и тестирования проводились с целью возобновления выпуска серий Шоссе в США. Конструкторы хотели выкупить патент и внести современные изменения в конструкцию, но переговоры зашли в тупик.
Обладатели переделанных гибридных Стартов ХВЗ испытывают гордость, когда проезжают мимо прохожих и замечают восхищённые взгляды.
Многие отзывы совпадают в том, что только на шоссейном велосипеде можно получить: «непередаваемые ощущения от невероятно лёгкой езды». Другие говорят, что: «велосипед ХВЗ развивает скорость до 50 км/ч, спокойно поднимается в гору, устойчив и быстро разгоняется».
Вид Старта немного непривычный, но это и делает его эксклюзивом.
Простая математика поможет понять — делать тюнинг старого велосипеда ХВЗ (обойдётся не более 10 тыс. руб.) или купить новенький байк за 50.000 и более тыс.? А как думаете вы? Пишите в комментариях!