Любители многодневных велосипедных поездок на дальние расстояния неизменно сталкиваются с такой проблемой, как зарядка необходимых девайсов, будь то фара, фонарь, телефон, фотоаппарат, навигатор, планшет или даже ноутбук.
Далеко не всегда есть возможность остановиться в придорожном кафе и зарядиться там, воспользовавшись свободной розеткой. В таких случаях имеет смысл поставить на велосипед динамомашину.
Описание динамомашин
Динамка для велосипеда – это электрогенератор, устанавливающийся на переднее колесо и вырабатывающий электроэнергию за счёт его движения.
Она не является суровой необходимостью, но способна существенно упростить жизнь велосипедисту и сделать её более комфортной, служа источником как света, так и энергии для зарядки гаджетов во время долгих поездок.
Виды велосипедных динамо-машин
Среди нескольких видов динамо-машин на велосипед особой популярностью у велосипедистов пользуются бутылочный и втулка. Оба имеют свои преимущества и недостатки.
Бутылочный генератор
Бутылочный генератор, как можно понять из названия, имеет форму бутылки, монтируется на перья вилки, приводной ролик соприкасается с протектором шины и при движении велосипеда крутится, запуская механизм для выработки энергии.
Преимущества:
- Бюджетность устройства
- Универсальность и простота установки
- Регулировка работы (возможность отключения)
Недостатки:
- Относительно немалый вес
- Постоянное создание шума
- Относительно невысокая мощность
- Уязвимость к грязи и осадкам, попадание которых способно легко нарушить работу устройства
- Ненадёжность фиксации (возможность смещения и попадания между спицами колеса) и низкая устойчивость к механическим воздействиям (большая вероятность повреждения при падении велосипеда)
- Увеличенная нагрузка на протектор шины, приводящая к ускорению его выхода из эксплуатации
- Необходимость регулярной проверки состояния генератора и крепежей
Динамо втулка
Динамо втулка одновременно играет роль втулки для колеса и электрогенератора. Монтируется так, чтобы контактный разъём смотрел направо, если в инструкции не сказано обратного, иное положение обычно приводит к некорректной работе устройства и риску выхода из эксплуатации.
При движении колеса вырабатывается переменный ток, безопасное использование которого для зарядки других устройств достигается при помощи специального преобразователя, который выпрямляет и стабилизирует ток для дальнейшего пользования.
Преимущества:
- Высокая мощность
- Бесшумная работа
- Нет трения и подвижных частей (нет дополнительного износа покрышки шины и вероятности повреждения при падении велосипеда)
- Отсутствие постоянной необходимости проверять герметизацию и сцепление
- Нет зависимости от погодных условий (не боится попадания влаги и грязи)
- Из-за изоляции устройства нет нужды в заземлении
- Автоматическое включение при движении колеса
Недостатки:
- Сложный монтаж (кроме снятия колеса часто возникает нужда в его переспицовке или установке более коротких «чужих» спиц)
- Большинство моделей нельзя отключить, поэтому непрерывная работа фар сокращает срок их эксплуатации
- Необходимость установки преобразователя
Динамо-машина для велосипеда своими руками
При желании вместо покупки готового устройства можно собрать его самому. Для этого нужны следующие вещи:
- Шаговый двигатель
- 8 диодов (1N4001)
- Регулятор напряжения (LM317T)
- Печатная плата
- 2 резистора (150 Ом и 220 Ом)
- Радиатор
- Разъём для батареи
- Цельная проволока
- Изолента
- Держатель для велосипедного отражателя
- Алюминиевая угловая заготовка (около 15 см)
- Маленькие гайки и болты
- Маленькое резиновое колесо
- Дремель
- Свёрла и биты
- Напильник
- Отвёртки
- Гаечные ключи
- Мультиметр
Создание схемы:
- Начать с разъёма двигателя и диодов. Спаять разъём от печатной платы. Благодаря такому положению диодов генерируемый переменный ток выпрямляется, преобразовываясь в постоянный.
- Подключить каждую из 2 катушек шагового двигателя к соответствующей диодной группе, проследив за контактами проводов.
- Сделать проверку схемы перед припоем. Выходное напряжение должно составлять 3,08 В.
- Спаять схему на печатной плате.
Установка мотора:
- В алюминиевом уголке просверлить отверстия и вырезать 1 сторону угла под колесо.
- Прикрепить колесо, надев его на намотанную вокруг вала двигателя изоленту.
- Присоединить к углу мотор и колесо.
- Прикрепить заготовку на велосипед, например, к трубе сидения.
- Сделать отметки под алюминиевый угол с установленной опорой отражателя для дальнейшей обрезки до нужного размера.
- Сделать отверстия в держателе.
- Установить конструкцию на велосипед.
- Спрятать «внутренности» под пластиковым корпусом, присоединённым к алюминиевому углу 2 стойками.
Подключение проводов:
- Провести провода за клеммами аккумулятора к передней фаре.
- Проделать отверстия для проводов в корпусе фары.
- Проделать отверстия для проводов в пластиковом корпусе.
- Подключить провода к разъёму аккумулятора.
Как выбрать для себя
При выборе динамо-машины желательно предварительно ознакомиться с техническими характеристиками моделей и отзывами пользователей, а также учитывать следующие нюансы:
- Убедиться, что фара совместима с электрогенератором, или поменять установленную на такую. Несовместимость (часто заключающаяся в отсутствии у фары полупроводникового регулятора) способна вывести фару из эксплуатации.
- Бутылочный генератор при низкой скорости обычно производит тусклый свет, а динамо втулка благодаря переменной природе тока генерирует достаточно мощности даже при спокойной езде.
- Для достижения большей эффективности мощность осветительного прибора должна соответствовать таковой у генератора.
- Динамка рассчитана на определённый вес, поэтому следует убедиться, что масса велосипеда вместе с пользователем и возможным багажом не будет его превышать, чтобы избежать снижения эффективности работы тормозов и заклинивания колеса.
- Размер динамо-машины должен соответствовать параметрам колеса, чтобы избежать заклинов и механических препятствий при движении, а также некорректного функционирования устройства.
- Поскольку динамка является электрическим прибором и производит напряжение, прикосновение к клеммам во время движения колеса чревато ударом током.
Есть ли альтернативы
Естественно, динамо-машина – не единственный способ получить электроэнергию в велопоходе. Альтернативой могут стать:
- Солнечная батарея. Помимо прямой зависимости от наличия солнечного света такие батареи характеризуются хрупкостью конструкции, которую легко повредить, а также наиболее оптимальной работой при определённом углу попадания солнечных лучей, что практически невозможно обеспечить в условиях велопохода.
- Ручной генератор. Подойдёт для желающих на привале вместо отдыха крутить ручку устройства ради пары процентов заряда на телефоне.
- Power Bank, запасные батареи и аккумуляторы. Помогут зарядить нужный девайс в дороге, но поскольку являются устройствами накопления и сохранения энергии, а не её генерации, после использования становятся простым грузом в багаже.
Наиболее оптимальным считается сочетание динамо-машины и Power Banka для постоянного генерирования и запаса энергии.
А как, по-вашему, является ли динамка полезным устройством? Стали бы вы устанавливать её на собственный велосипед?