Динамомашина для велосипеда. Устройство и особенности работы

Пример установки Компоненты

Любители многодневных велосипедных поездок на дальние расстояния неизменно сталкиваются с такой проблемой, как зарядка необходимых девайсов, будь то фара, фонарь, телефон, фотоаппарат, навигатор, планшет или даже ноутбук.

Далеко не всегда есть возможность остановиться в придорожном кафе и зарядиться там, воспользовавшись свободной розеткой. В таких случаях имеет смысл поставить на велосипед динамомашину.

Описание динамомашин

Динамка для велосипеда – это электрогенератор, устанавливающийся на переднее колесо и вырабатывающий электроэнергию за счёт его движения.

Она не является суровой необходимостью, но способна существенно упростить жизнь велосипедисту и сделать её более комфортной, служа источником как света, так и энергии для зарядки гаджетов во время долгих поездок.

Виды велосипедных динамо-машин

Среди нескольких видов динамо-машин на велосипед особой популярностью у велосипедистов пользуются бутылочный и втулка. Оба имеют свои преимущества и недостатки.

Бутылочный генератор

Динамо машина на переднем колесе

Бутылочный генератор, как можно понять из названия, имеет форму бутылки, монтируется на перья вилки, приводной ролик соприкасается с протектором шины и при движении велосипеда крутится, запуская механизм для выработки энергии.

Преимущества:

  • Бюджетность устройства
  • Универсальность и простота установки
  • Регулировка работы (возможность отключения)

Недостатки:

  • Относительно немалый вес
  • Постоянное создание шума
  • Относительно невысокая мощность
  • Уязвимость к грязи и осадкам, попадание которых способно легко нарушить работу устройства
  • Ненадёжность фиксации (возможность смещения и попадания между спицами колеса) и низкая устойчивость к механическим воздействиям (большая вероятность повреждения при падении велосипеда)
  • Увеличенная нагрузка на протектор шины, приводящая к ускорению его выхода из эксплуатации
  • Необходимость регулярной проверки состояния генератора и крепежей

Динамо втулка

втулка вырабатывающая электричество

Динамо втулка одновременно играет роль втулки для колеса и электрогенератора. Монтируется так, чтобы контактный разъём смотрел направо, если в инструкции не сказано обратного, иное положение обычно приводит к некорректной работе устройства и риску выхода из эксплуатации.

При движении колеса вырабатывается переменный ток, безопасное использование которого для зарядки других устройств достигается при помощи специального преобразователя, который выпрямляет и стабилизирует ток для дальнейшего пользования.

Преимущества:

  • Высокая мощность
  • Бесшумная работа
  • Нет трения и подвижных частей (нет дополнительного износа покрышки шины и вероятности повреждения при падении велосипеда)
  • Отсутствие постоянной необходимости проверять герметизацию и сцепление
  • Нет зависимости от погодных условий (не боится попадания влаги и грязи)
  • Из-за изоляции устройства нет нужды в заземлении
  • Автоматическое включение при движении колеса

Недостатки:

  • Сложный монтаж (кроме снятия колеса часто возникает нужда в его переспицовке или установке более коротких «чужих» спиц)
  • Большинство моделей нельзя отключить, поэтому непрерывная работа фар сокращает срок их эксплуатации
  • Необходимость установки преобразователя

Динамо-машина для велосипеда своими руками

При желании вместо покупки готового устройства можно собрать его самому. Для этого нужны следующие вещи:

  • Шаговый двигатель
  • 8 диодов (1N4001)
  • Регулятор напряжения (LM317T)
  • Печатная плата
  • 2 резистора (150 Ом и 220 Ом)
  • Радиатор
  • Разъём для батареи
  • Цельная проволока
  • Изолента
  • Держатель для велосипедного отражателя
  • Алюминиевая угловая заготовка (около 15 см)
  • Маленькие гайки и болты
  • Маленькое резиновое колесо
  • Дремель
  • Свёрла и биты
  • Напильник
  • Отвёртки
  • Гаечные ключи
  • Мультиметр

Создание схемы:

  1. Начать с разъёма двигателя и диодов. Спаять разъём от печатной платы. Благодаря такому положению диодов генерируемый переменный ток выпрямляется, преобразовываясь в постоянный.
  2. Подключить каждую из 2 катушек шагового двигателя к соответствующей диодной группе, проследив за контактами проводов.
  3. Сделать проверку схемы перед припоем. Выходное напряжение должно составлять 3,08 В.
  4. Спаять схему на печатной плате.

Установка мотора:

  1. В алюминиевом уголке просверлить отверстия и вырезать 1 сторону угла под колесо.
  2. Прикрепить колесо, надев его на намотанную вокруг вала двигателя изоленту.
  3. Присоединить к углу мотор и колесо.
  4. Прикрепить заготовку на велосипед, например, к трубе сидения.
  5. Сделать отметки под алюминиевый угол с установленной опорой отражателя для дальнейшей обрезки до нужного размера.
  6. Сделать отверстия в держателе.
  7. Установить конструкцию на велосипед.
  8. Спрятать «внутренности» под пластиковым корпусом, присоединённым к алюминиевому углу 2 стойками.

Подключение проводов:

  1. Провести провода за клеммами аккумулятора к передней фаре.
  2. Проделать отверстия для проводов в корпусе фары.
  3. Проделать отверстия для проводов в пластиковом корпусе.
  4. Подключить провода к разъёму аккумулятора.

 

Как выбрать для себя

При выборе динамо-машины желательно предварительно ознакомиться с техническими характеристиками моделей и отзывами пользователей, а также учитывать следующие нюансы:

  1. Убедиться, что фара совместима с электрогенератором, или поменять установленную на такую. Несовместимость (часто заключающаяся в отсутствии у фары полупроводникового регулятора) способна вывести фару из эксплуатации.
  2. Бутылочный генератор при низкой скорости обычно производит тусклый свет, а динамо втулка благодаря переменной природе тока генерирует достаточно мощности даже при спокойной езде.
  3. Для достижения большей эффективности мощность осветительного прибора должна соответствовать таковой у генератора.
  4. Динамка рассчитана на определённый вес, поэтому следует убедиться, что масса велосипеда вместе с пользователем и возможным багажом не будет его превышать, чтобы избежать снижения эффективности работы тормозов и заклинивания колеса.
  5. Размер динамо-машины должен соответствовать параметрам колеса, чтобы избежать заклинов и механических препятствий при движении, а также некорректного функционирования устройства.
  6. Поскольку динамка является электрическим прибором и производит напряжение, прикосновение к клеммам во время движения колеса чревато ударом током.

Есть ли альтернативы

Естественно, динамо-машина – не единственный способ получить электроэнергию в велопоходе. Альтернативой могут стать:

  1. Солнечная батарея. Помимо прямой зависимости от наличия солнечного света такие батареи характеризуются хрупкостью конструкции, которую легко повредить, а также наиболее оптимальной работой при определённом углу попадания солнечных лучей, что практически невозможно обеспечить в условиях велопохода.
  2. Ручной генератор. Подойдёт для желающих на привале вместо отдыха крутить ручку устройства ради пары процентов заряда на телефоне.
  3. Power Bank, запасные батареи и аккумуляторы. Помогут зарядить нужный девайс в дороге, но поскольку являются устройствами накопления и сохранения энергии, а не её генерации, после использования становятся простым грузом в багаже.

Наиболее оптимальным считается сочетание динамо-машины и Power Banka для постоянного генерирования и запаса энергии.

А как, по-вашему, является ли динамка полезным устройством? Стали бы вы устанавливать её на собственный велосипед?

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий