Гидравлические тормоза велосипеда: виды, обслуживание, и топ 7 моделей

Гидравлика на тормозах– это обязательное условие для спортсмена, знающего толк в вело машинах. Всё большее число таких велосипедов попадает на наш рынок и возникает много вопросов.

Здесь вы найдёте ответы на некоторые из них – из чего состоит система и принцип действия таких тормозов, обозначим их плюсы и минусы.

Обозначим круг, кому будут интересны наши советы и кому велосипед с «гидрой», действительно необходим:

  1. Для опытных вело спортсменов, которые любят сами прокладывать свои маршруты, экспрессивно ведут велосипед и желают взять от тормозов максимум и получить кайф от скорости.
  2. Для спортсменов с массой тела за 90 кг, простым тормозам сложнее совладать с этим весом, даже при спокойном вождении.
  3. Подойдёт туристам, велосипед с полным снаряжением может весить до 25 кг, такую технику сложно быстро затормозить.

Для тех, кому важна лёгкость в управлении, обеспечивающая высокий уровень защиты от опасности, тормоза с гидроусилением быстро реагируют на команды, тормозной путь остаётся минимальный.

Какие бывают гидравлические тормоза

Тормозная система по устройству делится на два типа.

  • Ободные. По названию всё понятно сразу. Тормоза устанавливаются на обод колёса и блокируют его движение (клещевая система). Такую конструкцию можно отнести к специальным. Её ставят, в основном, на спортивные шоссейные велосипеды. На ободной гидравлике специализируется фирма Magura.
  • Дисковые. Они состоят из – диска (ротора), неподвижно закреплённому на колесе, и колодок. Принцип работы основан на следующей последовательности – колодки, получив сигнал от рычага тормоза на руле, сдавливают диски, не давая колесу вращаться. Такая конструкция тормозов мощнее ободных, поэтому их устанавливают на большинстве велосипедов.

Компоненты гидравлической системы

Гидравлические тормоза – закрытая система, которая состоит из:

  • Ручка тормоза располагается на перекладине-руле. Это – рычаг (ручка) для нажатия и поршень. Принцип действия –ручка жмёт на поршень, он передвигается по цилиндру, двигая рабочую жидкость по гидролинии.
  • Гидролиния. Деталь в виде трубки, в которую заливается тормозная жидкость. Назначение – передаёт силу при нажатии от рычага к калиперу.
  • Калипер — сама коробка тормозов, которая получает толчок по гидролинии и транслирует его на цилиндры. Поршни цилиндров, получив сигнал, сдавливают колодки тормозов. Колодки затягивают диск (если система дисковая), стационарно закреплённый на двигающемся колесе. При ободном типе тормозов колодки зажимают обод колёса, останавливая движение.

Принцип работы

 

Гидролиния

Опишем последовательность действий гидросистемы подробнее:

  • В гидролинию заливается рабочая жидкость;
  • при нажатии ручки на руле, тормозной цилиндр двигает жидкость по гидролинии и эта сила заставляет продвигаться рабочий цилиндр;
  • он передаёт усилие и заставляет двигаться поршень и колодки;
  • тормозные колодки зажимают колесо, не давая ему вращаться.

Тормозная гидравлическая система – это закрытый контур. Рабочая жидкость в гидролинии не меняет своего объёма, на этом и построен принцип гидравлики.

Есть ли различия между гидравликой и механикой

Основное отличие заключается уже в самих названиях систем. В механической системе с рычага тормоза сила передаётся через стальной трос.

Гидравлический тормоз передаёт тормозную силу по трубке с тормозной жидкостью (закрытая система под давлением).

Принцип действия в обоих системах одинаков – надо остановить вращательное движение колеса. Важное различие двух систем заключается в мощности. Механика требует от велосипедиста приложить больше физической силы при нажатии на рычаг. При гидравлике можно прикладывать меньшее усилие и получать более мощное торможение.

Ещё одно существенное различие – в обслуживании, для гидросистем необходима специальная мастерская для диагностики и ремонта, а механику, знающий велосипедист может исправить сам.

Преимущества и недостатки гидравлики

Когда перед вами стоит выбор, какую систему выбрать вам, то надо опираться на следующие факторы, которые должны стать определяющими: специфика езды (городская зона, горная местность, бездорожье) и стиль вождения, плюсы и минусы тормозных систем.

Преимущества гидравлики перед механической системой тормозов:

  • лёгкость при нажатии на рычаг тормоза, скорость реагирования на усилие и сила торможения в гидравлике выше, управлять гидравликой физически легче, при этом тормозной путь короче;
  • работа гидравлики не осложняется загрязнением механизмов (на механике грязный тросик осложняет передачу тормозной силы);
  • максимально быстрое торможение;
  • благодаря гидролинии, у деталей меньший износ.

Недостатки:

  • существенный минус при выборе – гидравлика стоит дороже, соответственно и обслуживание ТОЖЕ;
  • при эксплуатации, есть вероятность, что влага просочится внутрь, это сделает точку закипания масла ниже;
  • без должного обслуживания, жидкость в гидролинии при агрессивном использовании может закипеть от перегрева (может случиться при длинном спуске);
  • опасность выхода из строя тормозов из-за нарушения герметичности гидросистемы, например, при падении;
  • проблемное обслуживание в дорожных условиях.

Различия гидравлических тормозов

Главные различия – это из каких материалов сделаны гидравлические тормоза, какая жидкость заливается в систему, способы соединений между собой и креплений к остову велосипеда.

По типу тормозной жидкости

Виды жидкости для гидросистем:

  • Минеральное техническое масло –широко применяемое в гидросистемах. Эту специальную жидкость предпочитают большинство мировых производителей. Она не повредит защитную окраску металлических частей и не опасна для пластиковых деталей в случае, если при прокачке тормозов, прольётся на них.
  • DOT 5. 1, DOT 4. 1 имеет гликолевую основу и содержит борную кислоту. Это агрессивный состав, работать с ним необходимо в защитных перчатках, чтобы обезопасить руки. При попадании этого состава на любые детали велосипеда, старайтесь сразу же удалить его мягкой тканью. Такой состав используют производители гидросистем Hope и Sram.

По типу крепления калипера

Может устанавливаться на переднее или заднее колесо. В зависимости от этого калипер закрепляется на раме велосипеда или вилке руля. Размер ротора, тоже имеет определяющую роль на крепление, от этого зависит расположение от центра колеса.

Для объединения всех стандартов в единое целое, применяют специальное решение – переходники или адаптеры.

Существующие стандарты:

  • PM — самый применяемый стандарт для современных велосипедов;
  • IS — практически не используется в современных вело машинах, ранее такой стандарт ставился на велосипеды «разового» использования, некачественные и дешёвые, рассчитанные на один сезон;
  • FM – специальный стандарт, ставится на профессиональных шоссейных и спортивных велосипедах для кросса.

По типу крепления ротора

Коллаж роторов

Ротор ставится на втулку колеса несколькими способами. Эти стандарты зависят от производителей:

  • центрлок – этот стандарт применяет Shimano (кроме этого, бренд производит втулки и роторы для стандарта (6 HOLE);
  • 6 отверстий – стандарт производителя Sram (бренд также выпускает роторы и втулки для центрлока);
  • 4 и 5 отверстий – малоиспользуемый тип крепления.

Различие по уровню торможения

Ранее мы рассматривали разнообразие по составу и устройству, теперь рассмотрим имеющиеся варианты по силе реакции и мощности системы тормозов.

Структура ротора

Роторы для гидравлики могут быть в следующих вариациях:

  • однослойный – бюджетная конструкция ротора, в виде металлического монолитного диска;
  • на пауке – это несколько деталей, соединённых воедино, паук по сути –внутренняя сторона диска, выполняется из алюминия, для большего отвода тепла, образуемого от взаимодействия колодок и диска;
  • плавающий – также на пауке, который крепится к площадке тормозов заклёпкой, эта метод закрепления деталей ротора, позволяет лучше отводить тепло (через зазоры слоёв диска).

Размер ротора

4 ротора

Диаметр ротора определяет реакцию (быстроту реагирования) тормозной системы.

Производимые диаметры: 0,14 м, 0,16 м, 0,16 м, 0,203 м.

Вы не можете самостоятельно выбрать, какой диаметр ротора установить на свой транспорт. Для этого есть специальные рекомендации, которые надо соблюдать.

Для большего диаметра (который соответственно имеет большую массу и стоимость), необходимы более прочные рамы и вилки. Роторы с большим диаметром, в процессе торможения выдают серьёзные нагрузки на скручивание, которые отдаются на раму, вилку и спицы колёс.

Для примера – транспорт для прогулок не нуждается в массивном и мощном роторе с диаметром 0,203 м.

По типу колодок

Колодки различаются по материалу изготовления и по форме. Для силы и скорости торможения определяющим является материал изготовления поверхности, соприкасающийся с ротором.

Виды материалов колодок по силе остановки:

  • органические (композитный материал, с включением металлической стружки), низкая сила тормоза, но идеальная модуляция (когда велосипедист может плавно дозировать тормозное усилие рычагом, а не получать при минимальном нажатии сразу экстренное торможение);
  • полуметаллические (тоже композитный материал на основе смол, но в состав включен металл, до 65 %) – все критерии выше на порядок;
  • металлические (спеченные металлические стружки) – удовлетворительная модуляция, хорошие фрикционные качества, используются для тяжелых и электро велосипедов;
  • керамические – очень высокие фрикционные свойства, применяются на профессиональных спортивных велосипедах, дорогие, на повседневные велосипеды не ставятся.

По количеству поршней

Для тормозов на гидравлике количество поршней может быть:

  • Два, они расположены по обе стороны от ротора. Самая популярная конструкция, силы парных поршней достаточно для обеспечения безопасного и комфортного вождения.
  • Четыре, располагаются парами с обоих сторон от ротора. Устанавливается на специальные велосипеды, для которых важна сила торможения. Это веломашины для фрирайда и подобных дисциплин.
  • Шесть — специальная конструкция, кроме эффектного внешнего вида, практически не имеет других преимуществ. Редко устанавливается.

Как выбрать

Приведём варианты комплектации, среди которых вы сможете найти гидравлические тормоза, подходящие для вашей спортивной карьеры.

 

 

Характер велоезды

 

 

Уровень цен Количество поршней для калипера Ротор Материал колодок
 

 

 

Для велопрогулок и кросс-кантри, когда езда не предусматривает высоких скоростей и резких остановок.

 

 

 

 

 

 

Средняя цена

 

 

 

 

 

 

Калипер с двумя поршнями

 

 

 

 

 

 

На переднее колесо ротор однослойный 0,16 м, на заднее колесо диаметром 0,14-0,16м

 

 

 

Органические
 

Экспрессивное вождение, горные велосипеды трейл и эндуро

 

Средняя цена Калиперы возможны с двумя и четырьмя поршнями  

 

 

На переднем колесе ротор диаметра 0,18м на пауке, сзади 0,16-0,18м

 

 

 

Полу металлические
Жёсткие спуски по крутым тропам Высокая цена Калиперы с четырьмя поршнями  

 

 

На переднем колесе плавающие роторы на пауке 0,203м, на заднем колесе с диаметром 0,18-0,203м

 

 

 

Металлические

Стоимость

В условиях сегодняшнего дня, трудно говорить о точной стоимости, но условно разделим все дисковые тормоза на гидравлике на три ценовые категории для приобретения полного комплекта на два колеса для увлечённых людей:

  • доступная цена (от 80 до 100 долларов) с хорошим качеством;
  • средний уровень цен (от 150 до 210 долларов) для истинных любителей велосипедного видов спорта;
  • шок-цена (от 400 долларов и выше) для маунтинбайков и прочих экстремальных занятий.

Обзор производителей

Производители выпускают тормозные системы для любой категории велосипедистов. Можно дешёво, но с хорошим качеством приобрести механику или дороже, но с запасом надёжности и мощной силой торможения гидравлику.

Для начинающих вело спортсменов, которым трудно самим разобраться во всех тонкостях, проведём краткий обзор производителей систем торможения:

  • механические системы с доступной ценой (в комплекте только с ротором): Shimano, Tektro Novela;
  • гидросистемы (на дисках и без диска) со средними ценами и хорошим качеством:
  • Shimano, Tektro Draco, Magura, XLC;
  • элитные гидросистемы тормозов, их производят корпорацииSRAM и Formula.

Обзор лучших моделей

Обзор был сформирован на основании испытаний лучших моделей.

Formula t1

черные тормоза

Эта модель демонстрирует при незначительной массе хорошее качество торможения. Находясь за рулём, вы чётко улавливаете контакт с ручкой тормоза, но палец всегда в напряжении, приходится прилагать усилия.

Есть минус – при напряжении (например, при затяжном спуске), система поскрипывает, но если вы можете адекватно реагировать на такое дребезжание, то для вас это не минус.

Конструкция хорошо себя зарекомендовала на различных покрытиях.

Hayes dominion a4

серые тормоза

С 2019 года компания HAYES ввела новый дизайн дисковых тормозов на четырёх поршнях.

Снижение максимальной мощности тормоза, в этой модели, даёт возможность повысить полезную мощность для спортсмена.

Fsa afterburner

тормоза

Эта модель тормозов не переносит влагу и сырость, при нагревании резко снижается эффективность тормозной системы.

В целом эта модель, удобна и надёжна, по плавности торможения превосходит все модели этой категории.

Sram guide r

Тормозная модель с четырьмя поршнями и эргономичным рычагом. Обладает значительной мощностью, даже в условиях дождя на дорогах.

Испытатели оценивают модель очень высоко

Shimano xtr

Гидравлика

Дорогая модель с великолепными техническими характеристиками.

Установлен регулятор хвата на ручке тормоза. Плавность при торможении, исключительная мощность – достоинства данной модели.

К минусам можно отнести быстрый износ колодок.

Приверженцы эндуро, очень высоко оценили эту модель.

Shimano deore

тормоза шимано

Удобные ручки, безупречная работа тормозного цилиндра, чёткое взаимодействие всей системы, её послушность и безотказность – вот качества, за которые модель оценена по достоинству.

Крепление ротора может быть на болтах или шлицевое. Колодки тоже представлены в двух типах – металлические (характеризуются быстрой истираемостью) и органические.

Вся гидросистема отличается неизменным качеством.

Clim 8 clark s

Гидравлические тормоза

Основное преимущество – по стоимости тормоза с одним цилиндром, вы приобретаете многоцилиндровый гидротормоз. Экономия на дизайне ручек, заметна всем, но для большинства это не основной показатель.

Большое преимущество модели в том, что гидрошланги армируются.

Минусом этой модели можно считать то, что она тяжелее других.

Как установить гидравлические тормоза на велосипед

Коротко последовательность действий при установке:

  • установить ручки тормоза на руль, при необходимости провести регулировку при помощи шестигранника;
  • на раму установите калипер, в некоторых моделях переходника или на корпусе калипера есть вытянутая прорезь для подгонки;
  • установить диски, закрепив их болтами, которые идут в наборе с втулкой;
  • гидролинию закрепите на раме при помощи хомутов, в некоторых рамах предусмотрены направляющие для размещения гидролинии.

Важно чётко определиться с длиной гидролинии. При изменении угла поворота руля, она не должна тереться и мешать повороту руля.

 

Компрессионный фитинг латунный с гайкой и кулачок

Компрессионный латунный фитинг нужен для того, чтобы гидрошланг (материал пластик) не расширялся при значительном нагревании и не мог выскочить из кулачка.

Прокачка гидравлических тормозов

Есть несколько характерных признаков, по которым можно понять, что следует прокачать тормоза.

Вот, например: вы пытаетесь затормозить, нажимаете на рычаг, а он просто проваливается или отпускаете рычаг, а он плавно продолжает двигаться. Причина – в гидролинии скопился воздух и необходима прокачка тормозов (надо вытравить воздух из системы).

Опишем наиболее простой способ прокачки, но сначала необходимо подготовить материалы: трубка диаметром, как у болта прокачки (прозрачная), техническая жидкость для гидросистемы, набор ключей, пустая ёмкость, мягкая ткань.

Последовательность действий:

  1. надеть прозрачную трубку(кембрик) на болт прокачки, а другой конец опустить в ёмкость для сбора излишков технической жидкости;
  2. полностью залейте бачок тормозной жидкостью;
  3. зажмите рычаг тормоза и удерживайте его, при этом ослабьте винт прокачки;
  4. из трубки начнёт выходить воздух, после этого закрутите винт и отпустите зажим ручки тормоза;
  5. эти действия необходимо проделывать неоднократно до тех пор, пока не добьётесь слаженной работы системы (достаточно 5-6 раз).

Диагностика неисправностей и ремонт

Для осмотра гидравлики на велосипеде, снимите колесо, где возникла проблема.

Очистите механизм (маленькой щёткой с мягкой щетиной), снимите колодки. Теперь перед вами поршни, аккуратно вдавите их отвёрткой и нажмите на ручку тормоза, поршни должны продвинуться вперёд.

В случае, если движение поршня не произошло, то необходимо устранить неисправность при помощи ремкомплекта. Обследуйте гидросистему на герметичность, если обнаружили протечки, значит есть необходимость в замене поршней или уплотнительных колец.

Осмотр гидролинии – обязательное условие при диагностике неисправностей. Она должна быть без сгибов и заломов, осложняющих движение технической жидкости.

Меры предосторожности при ремонте

При ремонте особую осторожность следует проявлять при работе с тормозной жидкостью.

Она не должна попадать на ротор или колодки, если это случилось, примите меры незамедлительно.

Надо зачистить детали мелкой наждачной бумагой, иначе колодки утратят эффективность.

Техническая жидкость токсична, при работе с ней обязательно используйте защитные средства для рук и глаз.

Рекомендации по уходу

Тормоза в современных скоростных велосипедах – гарантия вашей безопасности. Их регулярный осмотр и обслуживание, своего рода соблюдение правил техники безопасти.

Вот несколько советов по уходу за гидросистемой:

  • тормозная система должна быть чистой, после эксплуатации, протрите и просушите тормоза;
  • для чистки ротора применяйте специальные растворы;
  • просматривайте и оценивайте затяжку болтов, хомутов и заклёпок;
  • протеканий в гидросистеме быть не должно, визуально осматривайте её после каждой поездки.

В начале сезона и перед тем, как поставить велосипед на зимнее хранение, обязательно проведите технический осмотр специалистом для того, чтобы оценить состояние гидросистемы. Регулярная диагностика вашего средства передвижения, позволит сохранить механизм в рабочем состоянии длительное время.

Хорошие гидравлические тормоза на велосипеде надо подбирать для себя с учётом вашего характера и образа жизни.

Пожалуйста, поделитесь мнением о гидросистеме, которую используете вы и как вы делали этот выбор.

velosipedguru.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector