Технический термин «вилка» имеет столько значений, что неосведомлённый человек и вовсе может запутаться. Особенно применим, как отдельный механизм в конструкции транспортных средств.
Почти ни один транспорт не обходится без вилки. Например, обычные двухколёсные велосипеды тоже имеют вилку для крепления переднего колеса и рулением ей в нужном направлении.
Поговорим более подробно о велосипедных вилках suntour.
Основные характеристики
Элементы вилки sr suntour могут выполняться из стали, титана, алюминия или карбона.
«Жёсткие» вилки или ригид ставятся на шоссейники, подростковые и городские модели, а «мягкие» или амортизационные, как правило, на горные байки.
Каждая вилка sr suntour сочетает в себе свои рабочие элементы и параметры.
Так, у мягких вилок в качестве амортизационной составляющей используют:
- пружину из стали, которая работает за счёт сопротивления на сжатие;
- эластомер —наполнитель из резинового материала, находящийся внутри пружины;
- масляный амортизатор. Скорость сжатия ограничивается вследствие равномерного перетекания масла через отверстия определённого диаметра или клапаны;
- воздушный амортизатор. Принцип работы состоит в сжимание газа поршнем, чаще воздуха или азота, имитируя тем самым работу обычной пружины.
Из перечисленных выше, эластомерные вилки ставятся на бюджетные версии байков, а воздушные с масляным блоком на более продвинутые и дорогостоящие версии.
Существуют и другие варианты, сочетающие комбинацию различных амортизаторов.
Более технологичные модели sr suntour могут настраиваться для работы. Режимы регулировки задаются велосипедистом на своё усмотрение.
Среди основных характеристик и параметров работы различают:
- компрессию (скорость сжатия);
- блокировку (включается иногда с кнопки, расположенной на руле);
- отскок (параметр, обратный компрессии);
- преднагрузку или прелоад (настраиваемая нагрузка, при которой срабатывает вилка). С помощью правильно настроенного прелоада вилка отрабатывает почти все неровности. Принцип настройки на разных типах вилок отличается;
- прогрессию (чем больше происходит сжатие, тем больше жёсткость).
Категории
Разделение вилок по категориям условное. Различают:
- для горных моделей (XCR, XCT, XCM);
- для городских моделей и гибридных моделей (NEX, NCX);
- иные варианты, например, для Gravel.
Обозначения, которые часто встречаются в названиях
Как и полагается, каждый механизм или деталь имеют свой каталожный номер или иное обозначение, в котором зашифрована необходимая техническая информация.
Вилки sr suntour не исключение. Многие сталкивались, но не всегда понимают, что означает сокращённая аббревиатура.
Например, надпись DS означает, что вилка применима только с дисковыми тормозами, а Coil подразумевает в основе конструкции витую стальную пружину.
Вот несколько часто встречаемых сокращений в названии:
- Air (принцип работы основан на сопротивление воздуха при его сжатие поршнем в специальной камере);
- HLO (неразборный картридж с гидроблокировкой);
- LO (блэкаут работы);
- LO-R (кнопка регулирования блэкаута выполнена на руле);
- LO-R AIR (блокировкой работы пневматической вилки выполняется велосипедистом с кнопки, расположенной на руле);
- RL (отскок настраивается через запечатанный картридж);
- RL-R (та же самая функция, но управление производится вручную);
- PSC (масляная обслуживаемая демпферная система вилок Suntour);
- LO RC-PSC (демпфер PSC c настройками низкоскоростной функциональности компрессии и отскока);
- RL RC-PSC (тот же PSC c подачей вручную);
- RC2-PSC (настраиваемая компрессия и оба вида отскока вручную);
- R2C2-PSC (тот же PSC, только для обоих видов компрессии и отскока);
- EQ Equalizer (настройки воздушной пружины под райдер от Suntour);
- QLoc (быстросъёмная система колёс).
Вилки для прогулок и фитнеса
Отличительные характеристики данной группы — вес механизма, пружины из стали с расчётной нагрузкой 100 кг, отбойники из эластомера.
M3010
Модель для колёс диаметром 20-26, 700С, сечение ног 2,5 см. Доступен крепёж под V-brake. Масса 2,2 кг. В основе тело пружины из стали без возможности настройки.
XCE28
28-миллиметровые ноги у модели xce выпускаются для колёс диаметром 26″, 27.5″ и 29″. Составная масса 3,6 кг. XCE — бюджетная вилка без резьбы начального уровня.
XCT-JR
Версия для байков подростков и детей. Есть образцы для эксцентрика под 20-дюймовый диаметр колёс.
XCT30
Направляющие 30 мм, имеется гидроблокировка. Применима с 20″, 27.5″ и 29″ колёсами. Получила массовое применение на сравнительно дешёвых велосипедах.
XCM
(предыдущая версия XCT для 20-29-тых колёс. Модель XCM для 20″ диаметра снабжена пневмопружиной. Прошлые модификации шли с 30-миллиметровыми ногами, когда как более современные обладают диаметром 32-34 мм.
Масса порядка 3 кг. Первоначальные модели Suntour с валом под BOOST. Встречаются разновидности XCM с гидрокартриджем с настройками отскока. Управление локаутом на гидравлике или механике.
Из описанных моделей стоит отметить модификацию XCE, прежде всего её неплохие показатели по гашению вибрации при езде.
Также в xce 28 имеется крепление для дисковых тормозов стандарта PM.
Вилки для кросса кантри
Среди отличительных особенностей отмечают небольшой вес, диаметр ног от 32 мм, применение в изготовлении легкосплавных материалов.
XCR
Кросс-кантрийная вилка с диаметром ног 32 мм. Конструктивно имеет закрытый масляный картридж и настройку отскока. Линейка также включает версии с 34 мм ногами с BOOST. Ось — 15 мм.
В основе механизма воздушная или стальная пружина. Металлические бушинги имеют тефлоновое покрытие);
Raidon
(стальные ноги заменены на алюминиевые анодированные, вследствие чего уменьшился вес до 2 кг. Вилка оснащена закрытым масляным демпфером.
Модели с ногами 32-34 мм под BOOST. Имеют рабочий ход от 100 до 140 мм.
Epixon
Ранее известна как Suntour Epicon. Та же версия Raidon, только облегчённая. В Epicon демпфер разбирался и обслуживался, а в Epixon применяется уже неразборный картридж. Вес — 1, 85 кг.
Axon
Топовая версия для кросса кантри от Suntour. Отличается малым весом — 1, 6 кг, в конструкции применён обслуживаемый масляный демпфер PCS с настраиваемой компрессией.
Есть версии под BOOST с 34 ногами);
Suntour SF15 XCM PM DS RL
Пружинная модель с эластомером для горного катания для любителей начального класса. 100-мм ход отлично подходит для активной езды по пересечённой и лесистой местности. В наличии тормоза стандарта PM.
Диаметр ног 2,8 см. Вес 2,65 кг.
Suntour SR M3030
Модель среднего уровня для 26 колёс. Имеется крепление под дисковый тормоз V-brake. SR Suntour M3030 можно назвать универсальной модификацией для катания как по гористой, так и по спокойной городской и лесистой местности.
Также в моделях M3030 от SR Suntour предусмотрена наружная регулировка нагрузки.
Вилки для трейла, эндуро и фрирайда даунхила
Среди особенностей выделяются алюминиевые детали, оснащение почти всех моделей картриджами PSC, в основе конструкции воздушная пружина.
Среди моделей этого типа:
Zeron
Ноги из алюминия сечением 35 мм, рабочий ход до 160 мм. Есть версии, выполненные на пружине из стали, а также на воздушной камере, с разницей в массе конечного продукта в 200 г. Вес первой 2,5 кг, второй — 2,3 кг. Демпфер-картридж закрытый, по эксплуатационным качествам такой же, как и у Raidon и Epixon);
Aion
Вилка с воздушной рабочей пружиной и ногами из алюминия. Масса около 2 кг, ход до160 мм. Aion конструктивно делится на два вида: с 34-мм ногами и закрытым демпфером, вторая разновидность — с 35-мм ногами и картриджем PCS.
Последний вариант известен как EVO. Присутствуют варианты под Boost);
Auron
Обычная модель с ходом 13-16 см, PCS и массой до 2 кг. Имеет версию Boost с 35-мм ногами);
Durolux
Данная модель оснащается утолщёнными ногами сечением 36 мм с ходом от 150-180 мм. Из характеристик видно, что вилка создана с применением современных передовых технологий Suntour.
Это и картридж PCS, и воздушная пружина с системами EQ EQUALIZER, Q-Loc2. Весит 2.1 кг);
RUX
Более продвинутый вариант вилки Durolux. Имеет ноги сечением 38 мм, ход составляет до 20 см.
В составе воздушная пружина, обслуживаемый демпфер PCS, возможна настройка по верхне- и низкоскоростной компрессии, BOOST. Масса около 3 кг).
Вилки для города трекинг кросса
Различаются многообразием исполнения.
Среди моделей:
TR-HSI
Стальная спиральная пружина в основе, диаметр направляющих ног 3,0 см, подходит только под 28 колеса. Диапазон развёртывания 6,3 см, вес 2,7 кг. Имеет гидравлическое блокирование.
CR 7, CR 8, CR 85
Обычная вилка для городского использования с рабочим подходом штока до 6,3 см. Имеется подвязка для V-brake. Вес 2,2 кг. В оснащение некоторых модификаций входит катридж-гидроблок);
NEX, NVX
Гибридные варианты изделия, ходы штока от 50 до 75 мм. В большинстве случаев suntour NEX применимы для урбан-велосипедов с 28 колёсами. Пружина ставится обычно в одну из ног без применения демпфера.
Конструкция бюджетная, хотя есть с крепежом V-brake, и даже и с различными настройками отскока);
Mobie 45, Mobie 25
Преимущественно электробайковая серия с 32- и 34-мм ногами, выполненными из алюминия. В основе пневмопружина. Ход — 63-100 мм. Отскок регулируется и блокируется.
NCX
Интересный и качественный продукт от Suntour для гибридов. 30-мм алюминиевые с магниевым сплавом ноги под колёса 700С, что положительно сказывается на весе изделия.
Имеется регулировка пружины по жёсткости и гидроблокировка. Приставка с буквой D в названии означает крепёж под сквозную ось, тем самым увеличивается жёсткость и управляемость);
NRX
Та же suntour NCX, только облегчённая с применением процессов анодирования металла. Ноги 30 мм, весят 1,9 кг. Модель работает коротким выходом штока и в производимой линейке серии mobie считается самой качественной и популярной моделью у пользователей.
NRX-D Air RL
Идёт с пневматическим цилиндром, в котором предусмотрен подбор нужного давления, таким образом можно регулировать жёсткость. Справа на элементе стоит блокировка с управлением.
Блокаут применяется при езде по асфальтовому покрытию. Ставится на колёса 700C, в конструктиве представляет собой 30-мм легкосплавные ноги. Благодаря материалам, из которых выполнена считается очень «живучей».
Отличается прекрасными показателями по жёсткости. Кроме этого, штаны и корона выполнены также из легкосплава (алюминий и магний), что положительно сказалось на весе.
Вилка для gravel байков
Модель GVX — новейшая разработка от фирмы Suntour. В конструкции элемента применён анодированный сплав А7000, сечение 3,2 см. Небольшой ход по вертикали (40, 50, 60 мм).
Рабочее сжатие осуществляет пневматика с гидроблокировкой. Отскок имеет настройку. Корона из A6000, штаны — магний, шток — алюминиевый сплав.
Составная масса всего механизма 1,7 кг.
Правила выбора и эксплуатации
Перед выбором модели велосипеда необходимо чётко представлять нюансы работы вилки. Эти знания помогут избежать дискомфорта при езде в дальнейшем. Здесь подразумевается та же работа подвески автомобиля в различных условиях.
Понятно, что с жёсткой подвеской предпочтительнее ездить по ровным покрытиям. Один из важных параметров — диаметр ноги, от него зависит управляемость байка.
Впрочем, управление зависит и от выбранного стиля езды. Принято считать, что вилки с большим диаметром имеют хорошую эксплуатационную жёсткость, отсюда и лучше управляемость.
Suntour выпускает модели с диаметром от 2,54 до 3,8 см. Как правило, аббревиатура XC подразумевает 3,0–3,4, далее идёт trail (3,2–3,5), а затем эндуро и быстрый слалом (3,5-3,8).
Немаловажным фактором, который прямо направлен на ценообразование — материалы изготовления.
Бюджетные модификации SR Suntour изготовлены из хромированных сплавов. Вслед за ними идут сплавы с применением никеля, а также A6000 и A7000.
Применение легкосплавов создают экономию по весовым характеристикам, а анодирование повышает эксплуатационные качества.
Штанами называют оконечная часть со стороны крепления к колесу. Изготавливают их из магния, так как этот элемент намного легче алюминиевых сплавов.
Бюджетные версии производят зачастую из алюминия.
В заключении стоит обратить на ещё одну модель под названием Xposure. Очень интересна история данного бренда. На специализированных форумах часто встречаются непонятные отзывы об этой фирме.
Например, один из пользователей пишет о том, что весь байк был обклеен наклейками с надписью Xposure, в том числе и сама вилка, которая в итоге оказалась зумовской — модель Zoom HL-565.
Официальный сайт закрыт, но продукцию часто можно встретить в объявлениях по продаже запасных частей к велосипедам на различных специализированных сайтах.
Речь идёт о компании Xposure BMX. Это английская фирма, история бренда которой берёт начало ещё в 1994 году.
Оказывается, что руководство крупной компании-велоимпортера Hotwheels, приняло решение о создании своего собственного BMX-бренда.
Все детали производились в Англии, а разработкой занимались сами райдеры, которые как никто были в теме. Продукция Xposure быстро завоевала популярность, но в конце 90-х рынок стал сокращаться и выпуск изделий был приостановлен руководством.
Однако в 2008 году райдеры возродили марку Xposure и стали сотрудничать с разнообразными сайтами BMX-индустрии, устраивая вечеринки показов.
Сегодня под этой маркой в основном предлагаются выносы, рули, ручки, обода, тормоза, втулки и другие компоненты.
Хотелось бы узнать от фанатов велоиндустрии более подробно об этом бренде.