Велорикша – это трёхколёсная модификация классического велосипеда, используемая в личных или в коммерческих целях. Во многих азиатских странах это транспортное средство пользуется не меньшей популярностью, чем обычное такси.
В статье рассмотрим, как сделать трёхколёсный велосипед своими руками.
Особенности и устройство
Особенность велорикши заключается в высокой грузоподъёмности. Помимо водителя, она способна перевозить ещё двух пассажиров. Существует множество готовых проектов: двухместные, трёхместные, с козырьком, защищающим от солнца и т.п.
Вся конструкция приводится в движение так же, как и обычный велосипед. Получается экологически чистый транспорт.
Составляющие самодельного велосипеда
Готовый чертёж веломобиля сможете найти в интернете. Решений множество. С технической стороны все трёхколёсные велосипеды имеют общую конструкцию.
Рама
Изготавливая грузовой велосипед своими руками, необходимо усилить имеющуюся раму велосипеда и сварить дополнительную грузоподъёмную конструкцию, которая, после сварки, станет единым целым с велосипедом. Для изготовления задней части рамы рекомендуется использовать металлический профиль с толщиной стенки не менее 1,5 мм. Сделав слишком прочную конструкцию, велосипедисту будет тяжело крутить педали из-за высокой массы самого велосипеда.
Передняя вилка
Переднюю часть велосипеда не нужно видоизменять. Запаса прочности стандартной вилки предостаточно. Тем более, центр тяжести будет смещён в заднюю часть велорикши.
Трансмиссия и тормоз
Передача крутящего момента на задние колеса осуществляется цепным приводом.
Велорикша не предназначена для высоких скоростей.
Чтобы было легче крутить педали, следует установить более крупную звёздочку на заднюю ось. Если конструкция получается слишком длинной, используется две цепи.
Первая цепь соединяет звёздочку педалей и промежуточный редуктор. Вторая цепь идёт от этого редуктора к звёздочке задней оси.
Для изменения передаточных чисел, чтобы легче было заезжать в горку, можно использовать планетарную втулку в заднем редукторе.
Учитывая массу данного транспорта с полной загрузкой, следует хорошо поработать с тормозной системой. Существует несколько решений для тормозов трицикла.
Главное, чтобы тормозили все 3 колеса.
Можно сделать дисковые тормоза, либо оснастить каждое колёса тормозом на ободе. Некоторые самодельщики в задних колёсах используют стандартные тормоза во втулке колеса.
Рулевой тормоз с переднего колеса убирать не стоит. Он пригодится при экстренном торможении.
Седло, колёса и педали
Самодельные трёхколёсные велосипеды рекомендуется оснащать более мягким седлом. Отлично подходят решения, наполненные поролоном. С таким седлом вы не устанете сидеть при длительной поездке.
От спортивных сидений следует отказаться сразу. Будет слишком жёстко.
Педали остаются стандартными. Но лучше взять усиленные модели.
Что касается размера колёс, здесь нет конкретных правил выбора. Чаще остаются колёса того размера, которые были на первоначальном велосипеде до его переделки в велотрицикл. Оптимальный вариант для длительных прогулок – колёса размером 26.
Руль для велосипеда
Велорикши следует оснащать классическими загнутыми рулями. Такое решение позволит сидеть на велосипеде вертикально, не напрягая спину.
Выбор руля – дело индивидуальное. Если неудобно держать руль, то рекомендуется экспериментировать с его положением, углом наклона и высотой.
Подготовительный этап
Перед началом постройки велорикши следует выбрать правильный исходный велосипед. Лучше всего подходят классические модели.
BMX или горный байк точно не подойдут для этой затеи.
Необходимые материалы и инструменты
Чтобы сделать велотрайк своими руками, необходимо приобрести ещё одно заднее колесо, достаточное количество труб для рамы, тросики для тормозной системы, дополнительные тормоза, вторую цепь, задний редуктор или ось.
Также потребуются материалы для создания задней скамейки. В качестве основы можно использовать фанеру.
При окончании постройки на фанеру следует положить мягкую подушку.
Для сборки потребуется набор инструментов и сварочный аппарат.
Стоимость компонентов для трёхколёсного байка
Что касается стоимости. Здесь нет конкретной суммы. Можно использовать дешёвые поддержанные детали.
А можно покупать дорогие и качественные компоненты.
Бюджетный велотрайк можно оснастить простой задней осью. В таком случае задние колёса будут всегда вращаться с одной скоростью.
С такой осью будет сложнее совершать повороты.
Для решения проблемы существуют дорогие задние редукторы с дифференциалом.
При повороте, колёса смогут вращаться с разной скоростью. Это безопаснее, но дороже.
Этапы изготовления
Изготовление велорикши своими руками из велосипеда начинаются с поиска чертежей. Выбор зависит от конечной поставленной цели:
- Сколько людей собираетесь возить?
- Какая максимальная грузоподъёмность?
- Какой велосипед собираетесь переделывать?
Выбрать чертежи сможете после того, как ответите на эти вопросы.
Сборка рамы
Необходимо снять с рамы всё лишнее, срезать ушки крепления заднего колеса, тормозной системы, крепления багажника и т.п. Это всё больше не понадобится.
Желательно выставить раму на стапель, чтобы собрать геометрически правильную раму без перекосов по уровню. Для задней части, согласно выбранному чертежу, следует нарезать заготовленные трубы.
Сварочные работы лучше начинать с задней части рамы велосипеда, постепенно добавляя новые элементы. Нужно правильно выбрать ток сварки.
Металл у велосипеда достаточно тонкий, его может повести из-за высокого тока.
Следует проверять качество сварных швов. От них зависит безопасность передвижения. Никто не хочет, чтобы велорикша сложилась пополам при наезде на кочку.
Запрессовка вилки и изготовление дропаутов
Изготавливая грузовой велосипед своими руками, необходимо правильно запрессовать вилку. Для этого велосипед нужно уложить в горизонтальное положение. Затем установить подшипники, к ним подвести конусы, закрыв их шайбой.
Затягивать контргайки нужно аккуратно. Если перестараться, то можно повредить подшипники.
Дропауты можно изготовить самостоятельно. Это ушки для крепления задних колёс. Намного проще, если велорикша изготавливается из двух одинаковых велосипедов. Для крепления колёс можно использовать стальные пластины толщиной 4 мм.
Лобзиком в пластине прорежьте углубления, диаметр которых будет достаточен для крепления оси колёс.
Нюансы установки тормозной системы
Для задних колёс нужно выбрать две идентичные тормозные системы, чтобы усилия были равными. Если используете дисковые или ободные тормоза, то длина тросиков должна быть равной. Иначе одно колесо начнёт останавливаться раньше второго. Это не безопасно.
Монтаж остальных элементов
Завершая собирать трёхколёсный велосипед взрослый своими руками, нужно остановить оставшиеся элементы. Что касается цепей, при использовании дополнительного редуктора.
Рекомендуется использовать цепи одинаковой длины. Если это не получается, то можно убрать или добавить несколько звеньев.
Для этого цепи должны быть одинаковыми, с равным шагом звена.
После установки всех колес следует проверить уровнем плоскости задних вилок. Оси колёс должны находиться на одном уровне без перекосов.
Дополнительные рекомендации специалистов
После сборки самодельного трёхколёсного велосипеда в начале следует проверить тормозную систему. Не стоит сразу перегружать конструкцию, сажая пассажиров.
Проверочные испытания нужно делать без нагрузки, а затем плавно добавлять вес, нагружая раму.