Натягиваем цепь на скоростном, горном и односкоростном велосипеде.

Провисшая цепь Обслуживание и Ремонт

Как бы трепетно вы не относились к своему велосипеду, со временем все его детали изнашиваются. Поэтому ему, как и любому транспортному средству, требуется техническое обслуживание.

Данная статья посвящена тому, как натянуть цепь на разных моделях велобайков и укоротить её при надобности.

Виды велосипедных цепей

Разрез цепи

Существует 4 вида велосипедных цепей.

Для односкоростных велосипедов

Является самым простым видом велоцепи, которая устанавливается на недорогие велобайки для подростков и маленьких детей. Они предназначены исключительно для велосипедов, оснащённых одной звёздочкой на заднем колесе.

Они обладают высокой устойчивостью к износу, поскольку не изгибаются, как на многоскоростных велосипедах. Для их изготовления используется толстая сталь, поскольку по соседству с задней звёздочкой нет других звёзд.

Если такую цепочку периодически смазывать даже простым машинным маслом, она может преодолеть свыше 10 тысяч км пути. Она практически не подвержена растяжению, а зубья звёздочки полностью входят в отверстия между звеньями.

Благодаря этому,  нагрузка эффективно распределяется на цепочку и прикладываемое усилие передаётся от педалей на заднее колесо.

Для многоскоростных велосипедов

Предназначены для байков, оснащённых переключателями скоростей. Их отличительная особенность заключается в том, что имеется зазор, позволяющий цепочке изгибаться в стороны.

Их пластины тоньше, чем у односкоростных, поскольку у многоскоростных велосипедов звёздочки имеют меньшую ширину. Почти у всех таких цепок есть перекос, что ускоряет их износ, их растяжение значительно возрастает уже через несколько сотен километров пробега.

Облегчённые цепи для велосипедов

Могут устанавливаться и на односкоростные, и на многоскоростные велобайки. Их отличительной особенностью является наличие пустотелых пинов и отверстий в пластинах.

Благодаря этому их вес, меньше примерно на четверть, чем у их аналогов.

В основном облегчённые модели применяются на гоночных велобайках, где играет роль каждый грамм. Они больше всего подвержены растяжению и изнашиванию.

Это полузвенная цепочка, у которой отсутствуют внутренние и внешние звенья. Её составляют повторяющиеся элементы, которые намного легче подогнать под требующуюся общую длину для конкретного велосипеда.

Она также быстро изнашивается и может быть установлена на любую модель байка, независимо от количества имеющихся у него скоростных режимов.

Причины слета цепи

К слёту цепи чаще всего приводят две причины. Первая из них заключается в загибе звёздочки на системе. В такой ситуации с подтягиванием цепочки можно немного подождать, но ехать придётся на той передаче, в которой звёздочка не имеет дефектов.

Если же велосипедист использует все скорости, заняться ремонтом необходимо как можно скорее.

Если система разборная, нужно всего лишь произвести замену непригодной детали. Сплошная система требует полной её замены.

Также очень часто цепка слетает в результате неправильной настройки скоростей. Поэтому сначала необходимо проверить, в исправном ли состоянии находятся шатуны.

И только потом следует заняться настройкой скоростей.

Как натянуть цепь на скоростном велосипеде

На скоростных велобайках передача переключается путём перемещения цепки на звёздочки с разным количеством зубьев. Велоцепь при этом не имеет постоянного положения, а натяжку цепи обеспечивает пружина заднего переключения передач.

При чересчур длинной цепи задний переключатель не сможет в достаточной степени сгладить её провисание во время передвижения по рельефной местности, в результате чего велоцепь будет бить по перу.

Самый лёгкий вариант решения этой проблемы – приобретение и установка защиты пера. Но от быстрого изнашивания трансмиссионной системы это не спасает.

Спешка с перетягиванием цепочки здесь также неуместна, поскольку чрезмерное её натяжение влечёт за собой плохую чёткость переключения скоростей и быстрое изнашивание звёздочек.

Как определить необходимость натяжения цепи

схема

Каждый велосипедист должен уметь определять, когда требуется регулировка цепи.

Есть два варианта, как это сделать:

  1. Установить такую передачу, чтобы цепочка размещалась на самых больших звёздах и спереди, и сзади. Затем цепочку нужно удерживать внизу под передней звёздочкой и натягивать её в сторону переднего колеса до того, как задний переключатель достигнет упора. Если осталось не больше 2-х лишних звеньев, необходимости в подтягивании нет.
  2. При втором способе следует выставить положение цепочки так, чтобы она расположилась на самой большой звёздочке спереди и на самой маленькой сзади. При подобном расположении ролик натяжителя задней передачи и направляющий ролик должны быть соосны и находиться в перпендикулярном положении по отношению к земле.

Подтягивание цепи поэтапно

Для скоростных велобайков единственно возможный способ натянуть цепку заключается в удалении лишних звеньев.

Для этого необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Прежде всего хозяину велотранспорта следует купить выжимку – специальное приспособление, которое предназначено для быстрого разъединения или снятия велоцепи, удаления лишних звеньев и сборки цепи. Приспособление оснащено двумя пазами, один из которых выжимает пин, а другой его впрессовывает.
  2. Затем нужно оценить, сколько звеньев подлежит удалению. Их разъединяют и снимают цепь.  С этой целью её нужно вставить в выжимку, прижать фиксатором и крутить вороток медленными движениями по часовой стрелке.
  3. Необходимо действовать чётко и не спешить. Одновременно нужно обеспечить точное попадание стержня выжимки точно в пин велоцепи. Вращать инструмент следует, прилагая умеренное усилие, чтобы пин выдавливался не целиком.
  4. На заключительном этапе нужно действовать с максимальной аккуратностью. Цепь разъединяют и снимают, пин при этом остаётся на внешней пластине. Затем нужно отмерить количество звеньев в сторону цепи с отсутствующим пином.
  5. Удалить лишние звенья и соединить цепочку, вдавив пин обратно с помощью выжимки.

Закончив, необходимо произвести осмотр звеньев и места нового соединения, они должны без труда двигаться.

Как натянуть цепь на горном велосипеде

Сегодня всё больше людей покупают себе и своим детям горные велобайки. Эксплуатируются они в более жёстких условиях, чем обычные модели, поэтому трансмиссия изнашивается быстрее. Поэтому остро встаёт вопрос, как натянуть цепь такого велосипеда.

Если цепочка горного байка излишне растянута и слетает, простое её подтягивание ситуацию не спасёт. Единственный вариант решить проблему – полная замена запчасти.

Обусловлено это тем, что за стабильную работу трансмиссионной системы в ответе весь механизм, а не отдельная его деталь. В таких байках автоматическое регулирование степени натяжения цепи обеспечивает пружина.

Для временного решения проблемы можно воспользоваться следующей хитростью. Цепь нужно разъединить, удалить лишние звенья и соединить её посредством специального замочка. Это временная помощь, поэтому растянутую цепочку на горном велобайке рекомендуется сразу же заменить.

Натяжение цепи на велосипеде без передач

Пример регулировки

На велосипеде без скоростей процесс натяжения велоцепи не доставляет никаких сложностей. Важно лишь избегать чересчур сильного её натяжения.

Рассмотрим, как подтянуть цепь:

  1. Байк установить колёсами вверх. Под сиденье необходимо положить что-нибудь мягкое, чтобы оно не повредилось.
  2. Затем ослабить две гайки, на которых крепится заднее колесо. Чтобы откорректировать уровень растяжения, колесо следует аккуратно передвигать по наклонным пазам.
  3. При достижении оптимальной степени натяжения, колесо опять закрепляют с помощью гаек. Затягивать их нужно надёжно, но без излишних усилий. В противном случае гайки можно повредить.

Закончив работу, следует проверить уровень натяжения велоцепи. Для этого понадобится, не переворачивая байк, прокрутить педали. Они должны ходить свободно.

Когда следует менять велосипедную цепь

Велоцепь, как и другие запчасти, не может служить вечно. За время эксплуатации она изнашивается, поэтому рано или поздно возникнет потребность в её замене.

С изношенной цепью невозможно комфортное и плавное передвижение, её следует обязательно заменить на новую.

Нельзя сказать точно, в какой момент менять цепочку на велосипеде. Это зависит от условий езды, периодичности обслуживания, стиля вождения транспортным средством и его общего состояния.

Сложно определить, через сколько километров понадобится замена велоцепи. У каждого велосипедиста разная комплекция и вес, кто-то ездит часто, а кто-то лишь изредка, одни предпочитают быструю езду, другие передвигаются со средней скоростью.

Всё это оказывает своё воздействие на состояние трансмиссионной системы.

Менять цепь следует при появлении на ней трещин, деформированных звеньев и прочих повреждений.

Способы измерения износа цепи

Степень износа велоцепи можно измерить двумя способами.

Измерение линейкой

Как правило, одно звено имеет длину равную 0,5˝. Делать замеры одного звена крайне неудобно, поэтому принято измерять параметры 24-х звеньев.  В идеале их длина должна составлять 304,8 мм.

Сначала цепь необходимо снять с велобайка и расположить её на ровной поверхности. Сделать замеры 24-х звеньев, выполняя их от середины соединительных штифтов.

Далее, исходя из полученных результатов, можно определить степень изношенности:

У новой цепи это расстояние составляет 304,8 мм.

Цепь находится в нормальном состоянии, если длина варьируется в диапазоне 304,8-306,4 мм.

Если сразу же её заменить, то первое время могут возникнуть незначительные проблемы, вызванные несоответствием шага вновь установленной детали и старых звёздочек.

Постепенно детали приработаются друг с другом.

У чрезмерно изношенной цепи эта длина превышает 307,9 мм. Это означает, что требуется замена не только этой запчасти, но и кассеты.

Если поменять только цепочку, то на приработку понадобится много времени. Поэтому одновременно рекомендуется произвести также замену кассеты и системы.

Измерение калибром

Определить степень изношенности велоцепи можно, воспользовавшись измерительным калибром. Чаще всего они показывают степень растяжения в процентах: 0,75 и 1,0.

При использовании калибра снятия цепи с велосипеда не требуется.

Нужно установить задний упор на цепь и посмотреть, как проходят в звенья стороны с цифрами 0,75 и 1,0.

  • Если ни одна из этих сторон не проходит в звенья, то в замене цепи нет необходимости.
  • Если сторона с отметкой 0,75 входит в звенья, а сторона с отметкой 1,0 не вставляется, значит требуется замена цепочки, пока не износились звёздочки.
  • Если проходит сторона с отметкой 1,0, деталь уже отслужила свой срок. Также нужно обратить внимание на задние звёздочки. Скорее всего её зубья уже сточились, и её необходимо заменить. В противном случае она будет пробуксовывать.
  • Если измерительный инструмент не только проходит, но и свободно ходит между звеньями, придётся менять не только задние звёздочки, но и передние.

 

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий