Велосипед – это сложная конструкция, состоящая из множества различных деталей, каждая из которых выполняет важную функцию. В статье мы собрали подробную информацию об одной из таких деталей – дропауте.
Что такое дропаут
Многие владельцы железных коней даже не знают, что такое дропауты на велосипеде.
Дропаут – это узел на велосипедной раме, подвесной кронштейн, куда вставляется осевая втулка колеса.
Эта деталь способствует более лёгкой смене колеса, при которой не нужно ослаблять натяжение цепи.
В конструкции велосипеда может быть четыре дропаута – по два на каждое колесо. Их местоположение выглядит следующим образом: дропауты переднего колеса расположены на концах вилки, а заднего – там, где перья рамы создают пересечение.
У каждого колеса имеется по два отверстия для крепления или «ушка», которые могут быть эксцентриковыми или гайковыми.
Факт: подвесной кронштейн представляет собой полукольцо, главное назначение которого – это фиксация колёс на велосипеде. Благодаря такому строению, колёса легко снимаются.
Если бы посадочное место имело форму замкнутого круга, при их смене приходилось бы каждый раз освобождать от оси.
Виды
На велосипедах применяется два разных вида держателей: горизонтальные и вертикальные.
- Горизонтальные дропауты встречаются на тех железных конях, где отсутствует задний переключатель передач. Они предназначаются для заднего колеса. По внешнему виду эта деталь похожа на гаечный ключ, только более длинный. Горизонтальный дропаут имеет запас расстояния, благодаря чему можно изменять положение заднего колеса, при этом меняется уровень того, насколько натянута цепь. При работе с горизонтальным держателем важно сильно закреплять болты или эксцентрики, чтобы после того, как цепь натянется, колесо не искривилось.
Дропауты горизонтального типа чаще всего устанавливают на великах с одной передачей – синглспидах с планетарной системой трансмиссии.
Характерная особенность этого типа состоит в том, что колесо крепко держится в положении снизу, даже если гайки или эксцентрик слабо затянуты.
Если же колесо установлено в среднее положение, то производить затяжку фиксаторов требуется максимально сильно.
- Вертикальные дропауты применяются на многоскоростных байках. Они не позволяют изменять положение колёса и уровень натяжения цепи. Чтобы это сделать, необходимо воспользоваться специальным натяжителем, который располагается у кассеты. Вертикальный тип держателя считается более надёжным, чем горизонтальный.
Факт: иногда велосипеды оснащаются съёмным типом держателей, которые фиксируются на раме с помощью болтов. Эта разновидность называется «петух», она удерживает задние переключатели.
Петухи изготавливаются из лёгкого сплава алюминия, они не очень прочные и могут быстро деформироваться при падениях и ударах.
Однако их очень легко снять и установить новую деталь.
По типу изготовления дропауты делятся на кованные, штампованные и литые.
Кованные
Прочные и жёсткие кованые дропауты могут быть различными. Разделяют:
- Горизонтальный Campagnolo 1010
- Укороченный горизонтальный дропаут
- Вертикальный
- Наклонный
Штампованные
Могут быть следующих видов:
- Оснащены держателем для скоростного переключателя;
- Не имеющие держателя для переключателя скоростей;
- Специальные дропауты для 3-скоростной системы Raleigh
Литые наконечники вилки
Представлены трековыми наконечниками, которые не являются дропаутами. Такие держатели для колёс применяются в велосипедах BMX и трековых спортбайках.
Расстояние между дропаутами.
Этот показатель крайне важен в момент монтажа новой втулки. Так, ось недостаточной длины не встанет нужным образом в соответствующее крепление, и при этом не добиться достаточно плотного затягивания.
То же самое касается и чересчур длинной оси – в этом случае в процессе езды колесо будет совершать колебания.
Чтобы колесо располагалось в держателе правильно, требуется:
- соответствие между шириной перьев вилки и гаек на внутренней части втулки колеса;
- для гайковой затяжки необходима свободная резьба на внешней части;
- если применяется QR-зажим, важно, чтобы гайка, с помощью которой осуществляется крепление, плотно примыкала к держателю, обеспечивая рычагу полный ход.
Существуют определённые стандарты для задних велосипедных втулок:
- 110 мм – размер, применяемый в моделях с одной скоростью;
- 114 мм – такой размер используют при оснащении велосипеда втулками с 3-4 скоростями;
- 120 мм – необходим для велосипедов, у которых отсутствует свободный ход;
- 126 и 130 мм – применяются в моделях шоссейного типа;
- 135 мм – наиболее всего размер распространён среди горных велосипедов и у шоссейников;
- 150 мм – встречается у байков, предназначенных для экстрим-спорта.
Замер расстояния между держателями должен осуществляться по нижним концам и внутренним поверхностям. Производить все замеры необходимо исключительно в горизонтальном положении.
Объясняется это тем, что все размеры, которые были указаны выше, подразумевают соответствие зазорам, имеющимся между стопорными гайками.
Важно: стопорные гайки должны прилегать к креплениям максимально плотно. От их закрепления зависит безопасность, ведь если это условие не соблюдает, то натяжение будет чрезмерным. Такое натяжение крайне негативно влияет на целостность каркаса велосипеда.
Для передних вилок также существуют свои стандарты расстояния:
- 9х100 мм – характерно для большинства различных типов велосипедов;
- 15х110 мм – используется в моделях линейки кросс-кантри, оснащённых эксцентриковым зажимом;
- 20х110 мм – применяется в оснащении экстрим-моделей.
В момент осуществления замеров на передней вилке также необходимо учитывать, что стопорные гайки должны максимально плотно прилегать к дропаутам.
Что такое усилители и для чего они используются
Усилитель дропаута – это особая велосипедная запчасть, которая необходима для байков, оснащённых дополнительным приводом– к примеру, электровелосипеды или байк с мотор-колесом.
Дело в том, что ушки для крепления могут выдержать лишь ту скорость вращения колёс, которую развивают велосипеды с обычными скоростными переключателями.
Мотор создаёт повышенную нагрузку, которая оказывает сильное воздействие на подвесной кронштейн, что приводит к выходу его из строя. Дропаут разгибается, появляется зазор, из-за чего ось втулки начинает прокручиваться, образуя свободное движение.
Оно чревато тем, что теряется крутящий момент, ухудшается общая динамика, а в итоге – колёса и двигатель выходят из строя.
Усилители на дропауты – это способ обезопасить себя во время движения и сберечь велосипед от повреждений. Они защищают вилку от деформаций, не позволяют мотор-колесу прокручиваться.
Усилитель – это накладка из металла, которая устанавливается сверху крепления колеса. Дропаут становится замкнутым, что сберегает его от возможности быть пробитым ось колёса в процессе передвижения на высокой скорости.
По сути, усилитель ограничивает подвижность оси, что способствует более равномерному распределению крутящего момента.
Выбирая усилитель для подвесного кронштейна, важно обращать внимание на следующие моменты:
- усилитель должен быть изготовлен из качественного материала, отличающегося повышенной прочностью;
- он не должен быть громоздким, компактность – это важное требование;
- усилитель должен максимально плотно прилегать к оси втулки;
- деталь должна очень надёжно закрепляться с краёв рамы.
Дополнительная информация: существуют усилители как для задних колёс, так и для передних. Их отличия заключаются в разных размерах детали и в том, какой ширины её полость.
Подбор подходящего элемента необходимо осуществлять с учётом того, к какому колесу подключён мотор, кроме того, значение имеет модель втулки.
Дропаут – практически незаметная, но важная деталь велосипеда. От неё зависит целостность конструкции.
Как и все функциональные элементы, дропауты требуют периодического технического обслуживания.