Как разобрать амортизационную вилку велосипеда. Пошаговая инструкция

Пример работы Обслуживание и Ремонт

Опытные владельцы модных байков прекрасно знают цену своим железным коням, особенно некоторым отдельным механизмам и деталям. Так, например, качественная велосипедная вилка порой сопоставима по стоимости с новыми байками.

Поэтому пренебрегать техническим осмотром и своевременным ремонтом этого узла нельзя, иначе выйдет себе дороже.

Предлагаю рассмотреть: когда и что делать во время обслуживания?

Для чего нужно снимать велосипедную вилку?

Взрыв схема

Вилка велосипеда в списке важных узлов стоит на втором месте после рамы. Но рама — это основа конструкции, которая по своей сути должна быть крепкой и надёжной.

А вот вилка — это узел, от которого зависит управляемость, манёвренность и комфортная езда.

Вследствие активного, а иногда и агрессивного катания, этому узлу очень сильно достаётся, поэтому зачастую случатся ремонты или замена.

Само собой разумеется, замена вилки велосипеда подразумевает снятие бывшей в употреблении.

К сожалению, не всегда обслуживание можно провести на месте установки механизма, поэтому для полноценного ремонта вилки велосипеда потребуется демонтаж, разборка и дефектовка компонентов.

Например, замена опорных чашек или подшипников, смазка трущихся частей или выравнивание относительно продольной оси рулевой трубы.

Далее идёт разборка амортизатора. Чаще всего она требуется при замене уплотнительных сальников и колец или самой смазки.

Конечно не стоит снимать и разбирать вилку только потому, что у вас выдался свободный день.

Основными предпосылками ремонта к снятию служат:

  • посторонние стуки при катании;
  • заклинивание вилки и отсутствие различных регулировок;
  • износ подшипников;
  • скрипы, скрежет при повороте вилки (чаще всего возникают из-за отсутствия смазки);
  • различные трещины, сколы, смещение относительно заданных конструктивных осей;
  • закусывание и тяжёлый ход при поворотах руля;
  • профилактические меры перед началом сезона катания.

Периодичность обслуживания вилки

Техническое обслуживание вилки необходимо проводить в зависимости от активности и стиля езды.

Если вы используете маршруты для катания преимущественно по ровным дорожным покрытиям в городе, то снимать и разбирать для смазки и осмотра на предмет неисправности деталей нужно не менее одного раза в два года.

В том случае, если эксплуатация происходит на пыльных и грязных дорогах, то периодичность увеличивают.

В частности, специалистами по ремонту велосипедов рекомендуется:

  • каждые 600-700 км пробега производить разборку, чистку, смазку и замену изношенных РТИ;
  • вне зависимости от состояния каждые 4000 км проводить ревизию с полной разборкой вилки;
  • внешне осматривать штаны, ноги и места крепления после каждого катания. Эти же процедуры можно производить перед выездом.

Важно! Из-за трещин и прочих серьёзных поломок следует прекратить движение во избежание травм.

В основном при ТО заменяются сальники, манжеты, эксплуатационные жидкости. Если при осмотре подшипников трения и качения обнаруживаются дефекты, то эти детали заменяются на новые.

При замене желательно применять оригинальные запчасти. Использование аналогов допускается, но резко возрастает вероятность выхода из строя запасных частей из-за сомнительного качества.

При возникновении первых симптомов неправильной работы, следует немедленно выяснить причины и устранить их, вплоть до полной разборки вилки.

Как снять велосипедную вилку?

Для снятия необходим минимальный набор инструментов. Ниже представлена поэтапная инструкция с применением таких инструментов.

Инструменты

С детства многие помнят кожаный бардачок со спецключами для обслуживания и ремонта своего верного железного коня.

Сегодня производители максимально стремятся исключить применение таких инструментов, добиваясь простоты и доступности при ремонте велосипеда.

Это и понятно, ведь поломка может произойти в любой момент в дороге, а возить с собой весь набор инструментов накладно.

Поэтому применение каких-либо специальных инструментов не понадобится.

В основном применяются:

  • обычные отвёртки (крестовые и лепестковые);
  • пассатижи;
  • гаечные (метрические или дюймовые) ключи;
  • газовый ключ нужного размера;
  • шестигранники;
  • молоток (металлические и резиновые);
  • плоский металлический предмет(лопатка).

Также следует приготовить сухую ветошь для протирки инструмента и рабочих поверхностей. На руки рекомендуется надевать перчатки.

Поэтапная инструкция

Перед тем как разобрать вилку велосипеда, следует произвести подготовительные работы. Для этого откручиваем всё навесное оборудование, что крепится к вилке.

Это могут быть компоненты тормозной системы, например, калипер, гидролинии дисковых тормозов, датчик скорости и переднее крыло.

  1. Далее откручиваются болты фиксации выноса на рулевой трубе.
  2. Затем выкручивается болт крепления якоря вилки.
  3. После этого снимается руль с выносом и подаётся вниз. Здесь нужно быть предельно аккуратным, чтобы не нанести случайными ударами о раму внешние дефекты последней. Не забывайте про гидролинии.
  4. После проделанных манипуляций снимаются проставочные кольца и конус. Для этого понадобится лепестковая отвёртка, чтобы поддеть конус в месте пропила. На этом этапе откроется доступ к подшипнику.
  5. На конечном этапе можно извлечь рулевую трубу из посадочного стакана, подшипник и нижнее кольцо.
  6. Остаётся снять переднее колесо.

Как собрать и поставить вилку обратно?

Сборка и установка вилки происходит в обратной последовательности после полного обслуживания. Но тут есть свои нюансы. После сборки и закрепления обязательно надо проверить на предмет люфтов при повороте.

Если таковые обнаружились, то необходимо их устранить. После ремонта и смазки всех узлов может наблюдаться выдавливание излишков масла через манжеты штанов.

Это допустимое явление, которое со временем прекратится. Следует только не забывать устранять излишки ветошью.

Поэтапный процесс сборки выглядит следующим образом:

  1. Надевается кольцо на стык вилки с рулевой колонкой. Далее это кольцо обхватывается газовым ключом. Затем наносится равномерные без всякого фанатизма удары небольшим молотком по губкам ключа, чтобы запрессовать это кольцо. Ориентироваться надо на звук ударов. Как только из глухого он перейдёт в звонкий, то кольцо встало на своё место.
  2. После этого смазывается стопор, куда укладывается подшипник шариками вверх. В качестве смазки можно использовать литол-24.
  3. Сверху подшипника можно тоже нанести небольшое количество смазки. Не забудьте про уплотнительный элемент под подшипник.

После выполненных процедур, сборка производится по обратному алгоритму снятия.

Износ каких деталей может привести к ремонту вилки велосипеда?

В общем, обслуживание велосипедной вилки заключается в постоянном осмотре последней. Основные неисправности возникают при выходе из строя подшипников, манжет, пружины и демпфера.

Каждая поломка даст о себе знать в виде посторонних шумов, скрипов, стуков, неправильной работы. Как только эти симптомы появились, более того начинают прогрессировать, сразу следует приступать к вскрытию.

Иначе одно потянет за собой другое и ремонт встанет не только в копеечку, но и обернётся потерей времени и нервов. А как мы понимаем, сезон катания в некоторых регионах ограничен погодными условиями.

Даже на первоначальном этапе без вскрытия узлов, а лишь при внешнем осмотре можно обнаружить серьёзные проблемы.

Поэтому не помешает следующий контроль:

  • следить за давлением в воздушных вилках. Оно не должно меняться на протяжении определённого срока (в инструкциях к эксплуатации для каждой вилки эти значения приведены);
  • проверять масло в вилках с масляной пружиной;
  • оценивать состояние хода ног в штанах на предмет люфта;
  • своевременно выявлять повреждения штанов и ног вилки (трещины, сколы, вмятины);
  • вовремя устранять неплотное прилегание манжет и сальников.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда?

Многие владельцы велосипедов при смазке деталей вилки используют простую и недорогую смазку литол-24. По некоторым отзывам она не подходит для этих целей из-за действия влаги на алюминий.

Но как показывает опыт её использования на протяжении многих лет особых негативных изменений алюминиевых поверхностей не наблюдалось.

Важное свойство этой смазки в её применении при различных температурных диапазонах от — 50 до +150°C, что с лихвой покрывает режимы эксплуатации.

На специализированных форумах встречаются советы по применению жидких масел для швейных машин для заливки в штаны. После этого происходило ухудшение.

Но как смазать вилку на велосипеде, если нет в наличии нужной марки масла? Здесь важно понимать, что у каждого масла есть своя специфика и свойства, которые легко найти в интернете и сравнить.

Если аналог по своим свойствам близок к ранее применяемой марке, то можно смело использовать его взамен.

Как же смазать амортизаторы на велосипеде? Процесс смазки очень прост. Смазку следует наносить с избытком, буквально трамбованием её между витками пружины, но без излишнего фанатизма.

На гидравлических вилках при замене заливать лучше новое масло. Ну и не забывать о всех трущихся поверхностях на деталях вилки.

Также рекомендуется для заливки в штаны и обычное автомобильное синтетическое масло 5W-30. Считается, что оно лучше обеспечивает устранение трения из-за медленного стекания со стенок.

В заключение стоит отметить, что первое ТО лучше сделать сразу после покупки, так как встречаются случаи некачественной сборки, когда велосипед плохо смазан и не протянут по крепежу.

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий