Для одних людей велосипед – это удобный способ добраться из дома на работу, а для других – стиль жизни и любимое дело. Нередко велосипедным фанатам приходит в голову идея – а что если самостоятельно собрать идеальный байк для себя?
Как правильно это сделать, какие сложности ждут на пути, и что для этого необходимо – можно узнать из этой статьи.
Плюсы и минусы собранного велосипеда
Казалось бы – зачем тратить силы и время на создание вещи, которую можно приобрести в готовом виде и сразу начать пользоваться? Этот факт – неоспоримое преимущество покупного байка.
Но у самостоятельной сборки велосипеда есть свои плюсы:
- Экономия. Если подойти к поиску деталей с умом, собранный вручную велосипед может выйти дешевле, чем покупной железный конь.
- Контроль качества. При сборке велосипеда будущий владелец тщательно подбирает каждую деталь, а также уделяет пристальное внимание сборке и подгонке запчастей.
- Эксклюзив. При ручной сборке велосипеда можно создать уникальную модель, отражающую внутренний мир владельца и соответствующую всем его требованиям.
- Знакомство с новыми людьми. Сборка велосипеда – это не только покупка и конструирование запчастей, но ещё и общение на специализированных форумах, обмен опытом, посещение барахолок и мастерских.
- Увлекательный процесс. Настоящий велолюбитель точно будет наслаждаться каждым шагом в процессе создания собственного велосипеда.
Единственный минус сборки велосипеда вручную – это большое количество времени, которое придётся потратить на весь процесс.
Поиск запчастей, их подгонка, комплектация, настройка – всё это требует времени и концентрации внимания.
Необходимые инструменты
Прежде чем приступать к сборке велосипеда, важно удостовериться, что у вас есть весь необходимый для этого инструментарий:
- Кусачки, нож. Пригодятся, чтобы снимать упаковку с купленных деталей.
- Ключи-шестигранники. Необходимы для фиксации тормозов, подседельного штыря, системы переключения передач.
- Гаечные ключи. Нужны для того, чтобы затягивать педали.
- Отвёртки для регулировки переключателей.
- Пассатижи, чтобы установить колпачок на тросе тормоза.
- Смазка для деталей.
Как собрать велосипед
Чтобы правильно собрать велосипед по запчастям, необходимо действовать поэтапно. Подготовьте все нужные инструменты и детали велосипеда.
В нижний стакан рамы устанавливают подшипники каретки и ось, затем монтируют шатуны.
Чтобы установить рулевую вилку, необходимо обладать соответствующим опытом, так как этот процесс предусматривает точность запрессовки корпуса в стакан.
Важно установить подшипники так, чтобы вилка в момент поворота руля могла свободно проворачиваться вокруг оси.
Для этого нужно:
- Вставить рулевую колонку в стакан, последовательно запрессовав верхний и нижний элементы.
- Осторожно вставить шток вилки в рулевую колонку.
- Затянуть до упора контргайку.
Монтаж выноса руля
Вынос руля – неотъемлемая деталь каждого велосипеда, он соединяет руль и шток вилки. По-другому вынос руля называют рулевым кронштейном.
Его характеристики зависят от того, какое назначение будет у конкретного велосипеда. Для горных велосипедов подбирают короткие держатели, которые обеспечивают велосипедисту прямую посадку.
Длинный рулевой кронштейн больше подойдёт для шоссейных велосипедов.
Если у вас нет каких-то конкретных требований к будущему байку, можно подобрать универсальный вынос или тот, который можно регулировать.
Установка выноса и руля поэтапно:
- Первым делом необходимо удалить любую грязь с выноса и руля сухой чистой ветошью, а затем нанести небольшой слой консистентной смазки на вынос и крышку выноса.
- Вынос ослабляют и снимают крышку, проверяют затяжку многоразового якоря.
- Производят монтаж якоря, затем регулируют необходимую высоту выноса и устанавливают его, крышку прижимают сверху, закручивают боковые винты.
- Руль устанавливают в вынос, зафиксировав его параллельно поверхности, на которой расположена конструкция. Поочерёдно затягивают болты, так, чтобы можно было поворачивать руль, не прилагая особых усилий.
- Некоторые рули имеют специальную разметку, которая позволяет точно установить его. Если на выбранном вами руле есть такая разметка, выполните монтаж, используя её – выберите такое положение руля, при котором будет максимально комфортно за него держаться.
- На концах руля нужно провести обмотку, сделав на отверстиях небольшие нахлесты.
- На заключительном этапе монтажа обмотку требуется зафиксировать изолентой и вставить заглушки в отверстия.
Установка седла и подседельного штыря
Высота крепления седла относительно руля будет зависеть от назначения будущего велосипеда. Если вы планируете собрать горный велосипед – седло должно быть расположено чуть выше руля.
У шоссейных велосипедов седло находится ещё выше, чем у горной модели.
Если ваш велосипед будет предназначен для простого перемещения по городу – седло и руль должны быть расположены примерно на одном уровне.
Поэтапная установка:
- Подседельный штырь устанавливают в раму параллельно поверхности, на которой расположена ваша конструкция.
- Седло монтируют так, чтобы оно встало по центру крепления на штыре. Зафиксировать седло нужно с помощью ключа.
- Подседельный штырь фиксируют на велосипедной раме с помощью эксцентрика – специального механизма для закрепления осей на велосипеде.
Крепление колёс и тормозов
Очень важно правильно установить колёса.
Нельзя допускать перекосы, которые приводят к проблемам сдвига и регулировки велосипеда.
Ненадёжное закрепление колеса впоследствии может привести к аварии.
Перед тем как крепить колёса, нужно выяснить, в каком направлении должно вращаться переднее колесо. На колёсах некоторых производителей существуют специальные метки, дающие информацию о направлении вращения. Если никаких маркировок нет – можно устанавливать колёса по своему усмотрению.
Сначала собирают шины и покрышки. Необходимо предохранить камеру от кончиков спиц, которые могут её проткнуть. Для этого внутреннюю поверхность обода выкладывают ободной лентой – флиппером.
Если его нет – подойдёт простая изолента. Затем в специальное отверстие вставляют сосок камеры и распределяют её по поверхности колеса. Лопаткой или другим неострым предметом поддевают второй край камеры и втягивают её за стенку обода. Всё готово, потом нужно будет лишь накачать шины.
Пошаговая установка колёс:
- Заднее колесо устанавливается вместе с кассетой на перья велосипеда. Кассета – это блок задних звёздочек. При переключении с одной скорости на другую цепь переходит на другие звёздочки. Перья велосипеда – это часть велосипедной рамы в виде трубы, которая соединяет подседельный штырь с креплением втулки заднего колеса. Монтаж колеса производят с помощью универсального разводного гаечного ключа.
- Затем на руль устанавливают манетки, а на кассету – переключатели. Манетки с переключателями соединяют приводными тросиками.
- На низкие передачи звезды надевают цепь и проверяют работу переключателей. При необходимости регулируют их работу. Если всё в порядке – можно приступать к монтажу переднего колеса.
- Переднее колесо необходимо установить в вилку так, чтобы ось с точностью вошла в пазы.
- Эксцентрик располагают в оси втулки. Рычаг должен быть в открытом положении.
- Зажимают лапку эксцентрика. Проверяют надёжность закрепления колеса. Не нужно затягивать сильно.
После монтажа колёс устанавливают тормоза:
- Устанавливают на ручки руля рычаги.
- Корпус тормоза прикручивают к вилке и перьям.
- Прижимной механизм соединяют с рычагами.
- Тормозные колодки устанавливают на корпус.
- Натяжение троса необходимо отрегулировать так, чтобы тормоза мгновенно реагировали на натяжение рычага.
- Зазор между тормозной поверхностью и колодками должен составлять 0,3 мм.
Установка педалей
Завершающий этап сборки велосипеда – это монтаж педалей. Перед тем как приступать к нему, важно убедиться, что резьба педалей совпадает с шатунами велосипеда.
Если на этот моменте нет никаких проблем, можно начинать пошаговую установку педалей:
- Необходимо убедиться, что на резьбе педали есть смазка. Если она отсутствует – рекомендуют предварительно нанести слой водостойкой смазки на резьбу. Это позволит уберечь металл от коррозии. В дальнейшем, если необходимо будет снять педали – сделать это будет легче.
- Педаль лучше начинать вкручивать вручную, против хода движения велосипеда, перпендикулярно оси шатуна.
- Затем с помощью рожкового ключа на 15 мм затягивают педаль.
- Таким же образом устанавливают вторую педаль. Перепутать левую и правую педаль невозможно – у них разная резьба.
Важно: зафиксировать педали на велосипеде требуется крепко и надёжно, чтобы во время поездки они не раскрутились.
Настройки переключателя
Скоростные велосипеды оснащаются специальным механизмом для переключения с одной скорости на другую. Точно настроить его важно для будущего комфортного и безопасного катания.
Для регулировки переключателя скоростей можно обратиться к специалисту из веломастерской, но научиться настраивать перекидку самостоятельно – очень полезный навык.
Каждый велосипедист рано или поздно сталкивается с необходимостью регулировки передач. Особенно, если на велосипеде установлена недорогая перекидка – такие приборы часто выходят из строя.
Это происходит по разным причинам – растяжение тросов или загрязнение переключателя.
Настройка и регулировка перекидки не является очень сложным и трудоёмким процессом, с этим можно справиться самостоятельно.
С подробной инструкцией по настройке переключателя можно ознакомиться здесь.
Гармоничное сочетание новых и б/у запчастей
Перед тем как приступать к выбору и закупке необходимых деталей, составьте список всего, что нужно для будущего велосипеда:
- Рама.
- Колёса.
- Покрышки и камеры.
- Вилка.
- Рулевой кронштейн (вынос) и руль.
- Подседельный штырь и седло.
- Каретка, педали, шатуны.
- Цепь, кассета, переключатели, тросы, манетки.
- Тормоза.
- Дополнительное навесное оборудование: багажник, крылья, катафоты, зеркала и т. д.
Приятным бонусом самостоятельной сборки байка станет возможность сэкономить. Сделать это можно, если покупать некоторые детали с рук. В этом вопросе главное не ошибиться с выбором запчастей, иначе работа может быть испорчена.
Разберём подробнее, какие детали можно перекупить, а на каких лучше не экономить и взять новыми.
Рама – «скелет» будущего байка. От её качества зависит, какой результат получится на выходе. Покупать раму с рук можно, только если вы на 100% уверены в её качестве и надёжности. Изношенная рама гарантирует плохое качество и недолговечность будущего велосипеда.
Если хорошую б/ у раму найти затруднительно – лучше приобрести новую.
Как и в случае с рамой, к выбору колёс тоже следует подходить тщательно. При покупке б/у колёс внимательно осмотрите их на наличие всевозможных повреждений. На ободьях и спицах не должно быть никаких дефектов, иначе колёса не прослужат долго.
Лучше не экономить и брать новые заводские колёса, ведь некоторые повреждения сложно увидеть.
Покрышки можно покупать подержанные, убедившись в качестве резины. Изношенную резину с протёртым рисунком протектора брать не стоит.
Такие детали, как вилка, руль, седло с подседельным штырём можно спокойно покупать с рук или поискать на велобарахолках. Там можно найти варианты, которые удачно впишутся в конструкцию будущего байка.
Внимательно отнеситесь к выбору амортизационных вилок, чтобы не приобрести низкокачественную деталь.
Дополнительное навесное оборудование смело можно покупать на барахолках – главное, чтобы оно подходило к модели велосипеда.
Стоит потратить время и поискать на барахолках манетки, тросики, скоростные переключатели – можно найти подержанные варианты с достойным соотношением цена — качество.
А вот такие запчасти, как тормоза, шатуны, каретки и другие элементы трансмиссии лучше купить новые и не рисковать, ведь от них во многом зависит безопасность и долговечность будущего «железного коня».
Каретка, ранее служившая на другом байке, окажет негативное влияние на скорость собираемого агрегата. Подержанные шатуны могут плохо держаться. Приобретение изношенных цепи и кассеты гарантирует проблемы с переключением скоростей и постоянные проскальзывания – такое катание будет лишено всякого удовольствия.
А неисправные тормоза – это прямая угроза безопасности велосипедиста и окружающих.
Для наглядности приведём таблицу сочетания б/у и новых запчастей:
Запчасть | Можно ли б/у? |
Рама | +/- |
Колёса | — |
Шины | +/- |
Вилка и руль | + |
Седло и подседельный штырь | + |
Шатуны, каретка | — |
Тросики, манетки, переключатели | +/- |
Цепь, кассета | — |
Тормоза | — |
Дополнительное навесное оборудование | + |
Советы тем, кто решил собрать велосипед с нуля
Если вы решили заняться таким интересным и творческим делом, как самостоятельная комплектация байка мечты, подборка советов опытных людей точно не будет лишней:
- Приучите себя к постоянному мониторингу велобарахолок, распродаж, форумов велосипедистов, чтобы быть всегда в курсе различных интересных предложений и возможных скидок. На форумах можно пообщаться с бывалыми велосборщиками и получить ценнейший опыт.
- Покупая ту или иную запчасть с рук, обязательно знакомьтесь с продавцом лично. Покупать детали стоит у обычных пользователей, с небольшим весом – у девушек, худощавых парней. А вот у профессиональных гонщиков-тяжеловесов лучше ничего не приобретать – детали от их велосипедов точно окажутся более изношенными. Повезёт, если вы наткнётесь на велосипедного фаната, который бесконечно «прокачивает» и апгрейдит свой велосипед – обычно у таких продавцов детали почти не успевают износиться, так как владельцу постоянно требуется что-то новое, и он торопится сбыть старое оборудование побыстрее.
- Не бойтесь покупать некоторые детали с рук, даже если их эксплуатация была долгой и интенсивной. Существуют запчасти, которые практически не изнашиваются – манетки, передние переключатели. Подседельный штырь – это простая металлическая труба, соединяющая раму и седло. Прослужив долгое время на одном велосипеде, она легко прослужит и на вашем.
- Не забывайте, что экономить на раме нельзя – она обеспечивает надёжность и прочность всего собранного велосипеда. Рама – это та деталь, на которую точно не стоит жалеть средств.
- Детали и компоненты необходимо подбирать так, чтобы они смотрелись гармонично, в едином стиле. Цвет, размер, дизайн, форма – всё это должно грамотно сочетаться. Назначение будущего агрегата тоже важно учесть – не нужно устанавливать на горный велосипед детали, которые должны быть на шоссейной модели.
- Как бы сильно ни увлекал процесс – умейте вовремя отвлекаться и переключаться на что-то другое. Погружение с головой – это хорошо, но не стоит забывать о «побочных эффектах» такой работы – вы можете быстро «перегореть», ощутить апатию, потерять интерес и так и не закончить начатое дело;
Отдельный, немаловажный совет: приготовьтесь к тому, что ваше окружение – близкое и не очень – будет вас критиковать. Некоторые люди обязательно скажут, что вы делаете всё неправильно, что собирать велосипед самостоятельно – глупая затея, ведь в магазинах всё уже сделано за вас, лучше и качественнее. Пропускайте такие слова мимо ушей. Главное – ваши ощущения от процесса.
При попытке человека дать вам тот или иной совет, обязательно уточняйте, имеет ли советчик опыт в этом деле. Прислушивайтесь только к тем людям, которые сами хоть раз участвовали в этом, советы же «диванных критиков» не несут никакой ценности.
Процесс сборки собственного велосипеда – это увлекательное, хоть и трудоёмкое занятие. Если вы хотите получить неповторимый, идеально подходящий под вас велосипед, при этом вам интересно разбираться в деталях и запчастях – вы точно получите немалое удовольствие от процесса. Важно наметить чёткий план действий, изучить информацию, определиться с назначением велосипеда – и можно начинать творить!