Как самому собрать велосипед: советы, инструкции

Для одних людей велосипед – это удобный способ добраться из дома на работу, а для других – стиль жизни и любимое дело. Нередко велосипедным фанатам приходит в голову идея – а что если самостоятельно собрать идеальный байк для себя?

Как правильно это сделать, какие сложности ждут на пути, и что для этого необходимо – можно узнать из этой статьи.

Плюсы и минусы собранного велосипеда

Казалось бы – зачем тратить силы и время на создание вещи, которую можно приобрести в готовом виде и сразу начать пользоваться? Этот факт – неоспоримое преимущество покупного байка.

Но у самостоятельной сборки велосипеда есть свои плюсы:

  • Экономия. Если подойти к поиску деталей с умом, собранный вручную велосипед может выйти дешевле, чем покупной железный конь.
  • Контроль качества. При сборке велосипеда будущий владелец тщательно подбирает каждую деталь, а также уделяет пристальное внимание сборке и подгонке запчастей.
  • Эксклюзив. При ручной сборке велосипеда можно создать уникальную модель, отражающую внутренний мир владельца и соответствующую всем его требованиям.
  • Знакомство с новыми людьми. Сборка велосипеда – это не только покупка и конструирование запчастей, но ещё и общение на специализированных форумах, обмен опытом, посещение барахолок и мастерских.
  • Увлекательный процесс. Настоящий велолюбитель точно будет наслаждаться каждым шагом в процессе создания собственного велосипеда.

Единственный минус сборки велосипеда вручную – это большое количество времени, которое придётся потратить на весь процесс.

Поиск запчастей, их подгонка, комплектация, настройка – всё это требует времени и концентрации внимания.

Необходимые инструменты

Прежде чем приступать к сборке велосипеда, важно удостовериться, что у вас есть весь необходимый для этого инструментарий:

  • Кусачки, нож. Пригодятся, чтобы снимать упаковку с купленных деталей.
  • Ключи-шестигранники. Необходимы для фиксации тормозов, подседельного штыря, системы переключения передач.
  • Гаечные ключи. Нужны для того, чтобы затягивать педали.
  • Отвёртки для регулировки переключателей.
  • Пассатижи, чтобы установить колпачок на тросе тормоза.
  • Смазка для деталей.

Как собрать велосипед

Чтобы правильно собрать велосипед по запчастям, необходимо действовать поэтапно. Подготовьте все нужные инструменты и детали велосипеда.

В нижний стакан рамы устанавливают подшипники каретки и ось, затем монтируют шатуны.

Чтобы установить рулевую вилку, необходимо обладать соответствующим опытом, так как этот процесс предусматривает точность запрессовки корпуса в стакан.

Важно установить подшипники так, чтобы вилка в момент поворота руля могла свободно проворачиваться вокруг оси.

Для этого нужно:

  • Вставить рулевую колонку в стакан, последовательно запрессовав верхний и нижний элементы.
  • Осторожно вставить шток вилки в рулевую колонку.
  • Затянуть до упора контргайку.

Монтаж выноса  руля

Вынос руля – неотъемлемая деталь каждого велосипеда, он соединяет руль и шток вилки. По-другому вынос руля называют рулевым кронштейном.

Его характеристики зависят от того, какое назначение будет у конкретного велосипеда. Для горных велосипедов подбирают короткие держатели, которые обеспечивают велосипедисту прямую посадку.

Длинный рулевой кронштейн больше подойдёт для шоссейных велосипедов.

Если у вас нет каких-то конкретных требований к будущему байку, можно подобрать универсальный вынос или тот, который можно регулировать.

Установка выноса и руля поэтапно:

  1. Первым делом необходимо удалить любую грязь с выноса и руля сухой чистой ветошью, а затем нанести небольшой слой консистентной смазки на вынос и крышку выноса.
  2. Вынос ослабляют и снимают крышку, проверяют затяжку многоразового якоря.
  3. Производят монтаж якоря, затем регулируют необходимую высоту выноса и устанавливают его, крышку прижимают сверху, закручивают боковые винты.
  4. Руль устанавливают в вынос, зафиксировав его параллельно поверхности, на которой расположена конструкция. Поочерёдно затягивают болты, так, чтобы можно было поворачивать руль, не прилагая особых усилий.
  5. Некоторые рули имеют специальную разметку, которая позволяет точно установить его. Если на выбранном вами руле есть такая разметка, выполните монтаж, используя её – выберите такое положение руля, при котором будет максимально комфортно за него держаться.
  6. На концах руля нужно провести обмотку, сделав на отверстиях небольшие нахлесты.
  7. На заключительном этапе монтажа обмотку требуется зафиксировать изолентой и вставить заглушки в отверстия.

Установка седла и подседельного штыря

Высота крепления седла относительно руля будет зависеть от назначения будущего велосипеда. Если вы планируете собрать горный велосипед – седло должно быть расположено чуть выше руля.

У шоссейных велосипедов седло находится ещё выше, чем у горной модели.

Если ваш велосипед будет предназначен для простого перемещения по городу – седло и руль должны быть расположены примерно на одном уровне.

Поэтапная установка:

  1. Подседельный штырь устанавливают в раму параллельно поверхности, на которой расположена ваша конструкция.
  2. Седло монтируют так, чтобы оно встало по центру крепления на штыре. Зафиксировать седло нужно с помощью ключа.
  3. Подседельный штырь фиксируют на велосипедной раме с помощью эксцентрика – специального механизма для закрепления осей на велосипеде.

Крепление колёс и тормозов

Очень важно правильно установить колёса.

Нельзя допускать перекосы, которые приводят к проблемам сдвига и регулировки велосипеда.

Ненадёжное закрепление колеса впоследствии может привести к аварии.

Перед тем как крепить колёса, нужно выяснить, в каком направлении должно вращаться переднее колесо. На колёсах некоторых производителей существуют специальные метки, дающие информацию о направлении вращения. Если никаких маркировок нет – можно устанавливать колёса по своему усмотрению.

Сначала собирают шины и покрышки. Необходимо предохранить камеру от кончиков спиц, которые могут её проткнуть. Для этого внутреннюю поверхность обода выкладывают ободной лентой – флиппером.

Если его нет – подойдёт простая изолента. Затем в специальное отверстие вставляют сосок камеры и распределяют её по поверхности колеса. Лопаткой или другим неострым предметом поддевают второй край камеры и втягивают её за стенку обода. Всё готово, потом нужно будет лишь накачать шины.

Пошаговая установка колёс:

  1. Заднее колесо устанавливается вместе с кассетой на перья велосипеда. Кассета – это блок задних звёздочек. При переключении с одной скорости на другую цепь переходит на другие звёздочки. Перья велосипеда – это часть велосипедной рамы в виде трубы, которая соединяет подседельный штырь с креплением втулки заднего колеса. Монтаж колеса производят с помощью универсального разводного гаечного ключа.
  2. Затем на руль устанавливают манетки, а на кассету – переключатели. Манетки с переключателями соединяют приводными тросиками.
  3. На низкие передачи звезды надевают цепь и проверяют работу переключателей. При необходимости регулируют их работу. Если всё в порядке – можно приступать к монтажу переднего колеса.
  4. Переднее колесо необходимо установить в вилку так, чтобы ось с точностью вошла в пазы.
  5. Эксцентрик располагают в оси втулки. Рычаг должен быть в открытом положении.
  6. Зажимают лапку эксцентрика. Проверяют надёжность закрепления колеса. Не нужно затягивать сильно.

После монтажа колёс устанавливают тормоза:

  1. Устанавливают на ручки руля рычаги.
  2. Корпус тормоза прикручивают к вилке и перьям.
  3. Прижимной механизм соединяют с рычагами.
  4. Тормозные колодки устанавливают на корпус.
  5. Натяжение троса необходимо отрегулировать так, чтобы тормоза мгновенно реагировали на натяжение рычага.
  6. Зазор между тормозной поверхностью и колодками должен составлять 0,3 мм.

Установка педалей

Завершающий этап сборки велосипеда – это монтаж педалей. Перед тем как приступать к нему, важно убедиться, что резьба педалей совпадает с шатунами велосипеда.

Если на этот моменте нет никаких проблем, можно начинать пошаговую установку педалей:

  1. Необходимо убедиться, что на резьбе педали есть смазка. Если она отсутствует – рекомендуют предварительно нанести слой водостойкой смазки на резьбу. Это позволит уберечь металл от коррозии. В дальнейшем, если необходимо будет снять педали – сделать это будет легче.
  2. Педаль лучше начинать вкручивать вручную, против хода движения велосипеда, перпендикулярно оси шатуна.
  3. Затем с помощью рожкового ключа на 15 мм затягивают педаль.
  4. Таким же образом устанавливают вторую педаль. Перепутать левую и правую педаль невозможно – у них разная резьба.

Важно: зафиксировать педали на велосипеде требуется крепко и надёжно, чтобы во время поездки они не раскрутились.

Настройки переключателя

Скоростные велосипеды оснащаются специальным механизмом для переключения с одной скорости на другую. Точно настроить его важно для будущего комфортного и безопасного катания.

Для регулировки переключателя скоростей можно обратиться к специалисту из веломастерской, но научиться настраивать перекидку самостоятельно – очень полезный навык.

Каждый велосипедист рано или поздно сталкивается с необходимостью регулировки передач. Особенно, если на велосипеде установлена недорогая перекидка – такие приборы часто выходят из строя.

Это происходит по разным причинам – растяжение тросов или загрязнение переключателя.

Настройка и регулировка перекидки не является очень сложным и трудоёмким процессом, с этим можно справиться самостоятельно.

С подробной инструкцией по настройке переключателя можно ознакомиться здесь.

Гармоничное сочетание новых и б/у запчастей

Перед тем как приступать к выбору и закупке необходимых деталей, составьте список всего, что нужно для будущего велосипеда:

  • Рама.
  • Колёса.
  • Покрышки и камеры.
  • Вилка.
  • Рулевой кронштейн (вынос) и руль.
  • Подседельный штырь и седло.
  • Каретка, педали, шатуны.
  • Цепь, кассета, переключатели, тросы, манетки.
  • Тормоза.
  • Дополнительное навесное оборудование: багажник, крылья, катафоты, зеркала и т. д.

Оранжевый велосипед

Приятным бонусом самостоятельной сборки байка станет возможность сэкономить. Сделать это можно, если покупать некоторые детали с рук. В этом вопросе главное не ошибиться с выбором запчастей, иначе работа может быть испорчена.

Разберём подробнее, какие детали можно перекупить, а на каких лучше не экономить и взять новыми.

Рама – «скелет» будущего байка. От её качества зависит, какой результат получится на выходе. Покупать раму с рук можно, только если вы на 100% уверены в её качестве и надёжности. Изношенная рама гарантирует плохое качество и недолговечность будущего велосипеда.

Если хорошую б/ у раму найти затруднительно – лучше приобрести новую.

Как и в случае с рамой, к выбору колёс тоже следует подходить тщательно. При покупке б/у колёс внимательно осмотрите их на наличие всевозможных повреждений. На ободьях и спицах не должно быть никаких дефектов, иначе колёса не прослужат долго.

Лучше не экономить и брать новые заводские колёса, ведь некоторые повреждения сложно увидеть.

Покрышки можно покупать подержанные, убедившись в качестве резины. Изношенную резину с протёртым рисунком протектора брать не стоит.

Такие детали, как вилка, руль, седло с подседельным штырём можно спокойно покупать с рук или поискать на велобарахолках. Там можно найти варианты, которые удачно впишутся в конструкцию будущего байка.

Внимательно отнеситесь к выбору амортизационных вилок, чтобы не приобрести низкокачественную деталь.

Дополнительное навесное оборудование смело можно покупать на барахолках – главное, чтобы оно подходило к модели велосипеда.

Стоит потратить время и поискать на барахолках манетки, тросики, скоростные переключатели – можно найти подержанные варианты с достойным соотношением цена — качество.

А вот такие запчасти, как тормоза, шатуны, каретки и другие элементы трансмиссии лучше купить новые и не рисковать, ведь от них во многом зависит безопасность и долговечность будущего «железного коня».

Каретка, ранее служившая на другом байке, окажет негативное влияние на скорость собираемого агрегата. Подержанные шатуны могут плохо держаться. Приобретение изношенных цепи и кассеты гарантирует проблемы с переключением скоростей и постоянные проскальзывания – такое катание будет лишено всякого удовольствия.

А неисправные тормоза – это прямая угроза безопасности велосипедиста и окружающих.

Для наглядности приведём таблицу сочетания б/у и новых запчастей:

Запчасть Можно ли б/у?
Рама +/-
Колёса
Шины +/-
Вилка и руль +
Седло и подседельный штырь +
Шатуны, каретка
Тросики, манетки, переключатели +/-
Цепь, кассета
Тормоза
Дополнительное навесное оборудование +

Советы тем, кто решил собрать велосипед с нуля

Если вы решили заняться таким интересным и творческим делом, как самостоятельная комплектация байка мечты, подборка советов опытных людей точно не будет лишней:

  1. Приучите себя к постоянному мониторингу велобарахолок, распродаж, форумов велосипедистов, чтобы быть всегда в курсе различных интересных предложений и возможных скидок. На форумах можно пообщаться с бывалыми велосборщиками и получить ценнейший опыт.
  2. Покупая ту или иную запчасть с рук, обязательно знакомьтесь с продавцом лично. Покупать детали стоит у обычных пользователей, с небольшим весом – у девушек, худощавых парней. А вот у профессиональных гонщиков-тяжеловесов лучше ничего не приобретать – детали от их велосипедов точно окажутся более изношенными. Повезёт, если вы наткнётесь на велосипедного фаната, который бесконечно «прокачивает» и апгрейдит свой велосипед – обычно у таких продавцов детали почти не успевают износиться, так как владельцу постоянно требуется что-то новое, и он торопится сбыть старое оборудование побыстрее.
  3. Не бойтесь покупать некоторые детали с рук, даже если их эксплуатация была долгой и интенсивной. Существуют запчасти, которые практически не изнашиваются – манетки, передние переключатели. Подседельный штырь – это простая металлическая труба, соединяющая раму и седло. Прослужив долгое время на одном велосипеде, она легко прослужит и на вашем.
  4. Не забывайте, что экономить на раме нельзя – она обеспечивает надёжность и прочность всего собранного велосипеда. Рама – это та деталь, на которую точно не стоит жалеть средств.
  5. Детали и компоненты необходимо подбирать так, чтобы они смотрелись гармонично, в едином стиле. Цвет, размер, дизайн, форма – всё это должно грамотно сочетаться. Назначение будущего агрегата тоже важно учесть – не нужно устанавливать на горный велосипед детали, которые должны быть на шоссейной модели.
  6. Как бы сильно ни увлекал процесс – умейте вовремя отвлекаться и переключаться на что-то другое. Погружение с головой – это хорошо, но не стоит забывать о «побочных эффектах» такой работы – вы можете быстро «перегореть», ощутить апатию, потерять интерес и так и не закончить начатое дело;

Отдельный, немаловажный совет: приготовьтесь к тому, что ваше окружение – близкое и не очень – будет вас критиковать. Некоторые люди обязательно скажут, что вы делаете всё неправильно, что собирать велосипед самостоятельно – глупая затея, ведь в магазинах всё уже сделано за вас, лучше и качественнее. Пропускайте такие слова мимо ушей. Главное – ваши ощущения от процесса.

При попытке человека дать вам тот или иной совет, обязательно уточняйте, имеет ли советчик опыт в этом деле. Прислушивайтесь только к тем людям, которые сами хоть раз участвовали в этом, советы же «диванных критиков» не несут никакой ценности.

Процесс сборки собственного велосипеда – это увлекательное, хоть и трудоёмкое занятие. Если вы хотите получить неповторимый, идеально подходящий под вас велосипед, при этом вам интересно разбираться в деталях и запчастях – вы точно получите немалое удовольствие от процесса. Важно наметить чёткий план действий, изучить информацию, определиться с назначением велосипеда – и можно начинать творить!

velosipedguru.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector