Как самостоятельно настроить задний переключатель скоростей. И топ ошибок при настройке.

Правильное располдожение цепи Обслуживание и Ремонт

Задний переключатель на велосипеде (перекидка) – замечательное изобретение, которое позволяет легко переключать передачи, когда он работает правильно.

Это важный элемент трансмиссии, устройство, которое обеспечивает перемещение цепи по шестерёнкам (либо по звездам) внутри втулки.

Располагается переключатель с правой стороны заднего треугольника рамы, в непосредственной близости от кассеты (или задней звезды).

Если у велосипеда нет возможности переключения скоростей, пользоваться им становится некомфортно и опасно.

Установить и настроить задний переключатель довольно несложно без помощи специалиста, своими силами. Правильно подобранные параметры дадут возможность эффективно распределять энергию, затрачиваемую на вращение педалей и частоту их вращения.

Инструменты

Для настройки системы, вне зависимости от модели велосипеда, нужно иметь под рукой крестовую отвёртку (оптимально со сменными битами разного размера). Для упрощения регулировки зазора цепи можно использовать специальный инструмент в форме небольшой пластиковой лопасти, повторяющей по форме малую звезду.

Возможно, придётся прибегнуть также к помощи дополнительных инструментов и материалов, например:

  • пассатижей и/или кусачек;
  • гаечного рожкового ключа (9 мм);
  • шестигранных ключей (5 и 3 мм);
  • хлыста и съёмников, чтобы демонтировать кассету;
  • цепного измерителя и выжимки;
  • растворителя;
  • мыльной воды;
  • старой зубной щётки;
  • мочалки и тряпочек.

Конструкция и принцип действия задней перекидки

Самые известные производители перекидок – Shimano, SRAM и SunRace. Все они примерно идентичны по конструкции, сложности и уровню технологичности.

Бюджетные и детские велосипеды обычно оснащаются переключателями Shimano Tourney, универсальная модель классом выше – Shimano Altus.

Основные элементы

Можно выделить основные элементы механизма переключателя:

  • Крепление. Посредством его перекидку прикручивают к кронштейну.
  • Упор для рубашки троса. Нужен для регулировки натяжения (даёт возможность подтягивать или ослаблять трос).
  • Направляющая. Это специальная деталь, по жёлобу которой трос доходит до фиксирующего крепежа. Устанавливается не на всех моделях велосипедов.
  • Винтовой регулятор. С его помощью натягивается цепь.
  • Параллелограмм. Непосредственно переключает скорости, сдвигая ролики вместе с лапкой в нужную сторону.
  • Винты L и H. Препятствуют слёту кассеты цепи.
  • Лапка (каркас). Предопределяет расположение цепи на скоростном велосипеде.

устройство перекидки

Ролики

Эти элементы могут быть направляющими или отвечать за натяжение.

Верхний ролик направляет цепь во время переключения скорости, а нижний — натягивает её.

Встроенная пружина не даёт цепи провиснуть, а чёткие зубцы с плоскими вершинами препятствуют её соскакиванию на ходу.

Типы крепления

Задние переключатели передач могут быть по-разному прикреплены к корпусу велосипеда:

  • «под крюк» — подразумевает, что перекидка закрепляется с помощью втулки;
  • «под болт» — подразумевает, что перекидка закрепляется непосредственно в отверстие на раме или с использованием «петуха» (металлической пластины-переходника).
    Стоимость замены погнутого или сломанного петуха новой деталью на порядок дешевле ремонта, который может потребоваться после выхода из строя втулки. Поэтому предпочтительнее второй тип крепления: при механических повреждениях петух примет удар на себя, защищая от поломки и ось, и переключатель скоростей.

Подвод тросика

Тросик к задней перекидке может проводиться двумя основными способами: традиционным и прямым.

При традиционном способе тросик подводится в обход подвесного кронштейна велосипеда (дропаута). Прямой способ ведёт трос на переключатель через верх, по самому короткому возможному пути.

Прямой подвод существенно снижает общий вес конструкции и позволяет избежать образованных тросом петель, которые подвергают велосипед риску уцепиться случайно за препятствие, особенно при падении.

Как установить задний переключатель скоростей

Подбирать настройки и устанавливать параметры задней перекидки можно начать только после закрепления её на раме велосипеда.

Чтобы сделать это правильно, достаточно трёх простых основных шагов:

  1. С помощью болта соединяем новый переключатель с петухом или непосредственно рамой. При этом затягиваемый болт нужно отклонять назад.
  2. До упора закручиваем на переключателе и шифтере регулировочные бобышки, после чего отворачиваем на один оборот.
  3. Укладываем в направляющую канавку трос, натягиваем его с помощью болта фиксатора.

Правильное располдожение цепи

Перед тем как настроить задний переключатель, нужно провести подготовительные работы.

Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя

В процессе регулировки возникает соблазн сразу попробовать проверить натяжение троса, но есть несколько вещей, которые нужно обязательно проверить до того, как начинать крутить болты.

Перед непосредственной настройкой нужно провести системную подготовку механизма и соседних соединений.

Также необходимо проверить кассету на предмет загрязнения, и устранить люфт в болтах. Рассмотрим более подробно главные подготовительные этапы.

Проверить исправность переключателя и других компонентов

При настройке старого заднего переключателя обязательно провести его тщательный осмотр.

Особое внимание нужно уделить физическим деформациям.

При необходимости приобретите новый элемент.

Проверьте «петух», он часто гнётся, но его легко заменить.

Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии

Займитесь тросом: не забудьте удалить грязь, проверить неповрежденность и смазать.

Вытрите грязь и старое масло с цепи, смажьте её.

Загрязнённые детали без достаточной смазки препятствуют чёткой работе системы.

Уделите внимание очистке звездчатых передач: с помощью тряпок и щёток вымойте задние и передние кассеты звёзд.

Благодаря этому, подвижные части (ролики и цепь) дольше сохранят чистоту несмотря на активную эксплуатацию транспорта.

Регулировка заднего переключателя скоростей

Настройте систему так, чтобы самая маленькая звезда находилась в одной плоскости с роликами.

Это можно сделать с помощью процесса поиска идеальной позиции, в которой должен находиться регулировочный винт “Н”.

После этого с усилием натягиваем тросик и крепим болтом. Настройку заднего переключателя скоростей на велосипеде можно считать оконченной.

Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Иногда система не поддаётся настройке, хотя вы действуете строго по инструкции.

Обычно это выражается в том, что на стенде переключение передач срабатывает правильно, а при езде начинаются проблемы, особенно со средними звёздами.

Также иногда наблюдается пропуск отдельных скоростей.

Бывает ощущение трудного, как будто замедленного перекидывания цепи.

Такие проблемы может вызывать люфт, или же налипшая грязь на тросиках и их рубашках.

Для устранения неисправностей подойдите с особым вниманием к тщательной очистке тросика.

Также можно осуществить такие шаги:

  1. Снимите цепь. Переведите скорость в положение на самой маленькой задней звезде и откиньте в сторону трос.
  2. Затяните болт регулировки натяжения.
  3. Отрегулируйте крайнее положение H так, чтобы плоскость роликов сдвинулась вправо от колеса на долю миллиметра.
  4. Трос пока не подводите обратно. С помощью рук отрегулируйте крайнее положение L путём смещения параллелограмма в направлении самой большой звезды кассеты. Сдвиг плоскости роликов в сторону спиц относительно большей звёзды кассеты должен составить также долю миллиметра.
  5. Завершив настройку крайних положений (low и high), можно провести возвращение цепи на место. Затем сзади устанавливается самая маленькая, а впереди — самая большая звезда.

Причины ухудшения работы заднего переключателя

Самые распространённые причины ухудшения плавной безотказной работы системы включают:

  • Отсутствие техобслуживания велосипеда (или халатность его проведения);
  • Изнашивание и поломки;
  • Стирание пластиковых звёздочек;
  • Деформация «петуха»;
  • Слишком сильно согнутый, разлохмаченный трос;
  • Загрязнение троса.

Регулярно проводить очистку и смазку ведущего к задней перекидке троса важно, потому что его загрязнённость и неисправность ухудшают работу системы.

Часто очистки/смазки тросика достаточно для нормализации действий механизма, и исчезает необходимость дальнейших работ по настройке.

Возможные ошибки при настройке заднего переключателя

Наиболее частые ошибки связаны с тем, что трос оставляют недостаточно натянутым или, наоборот, излишне напряжённым.

Если не переключаются скорости на велосипеде на 1, то тросику было задано недостаточное натяжение вручную, или он был натянут при недостаточно сильном закручивании регулировочных винтов натяжения.

Для натяжения троса следует использовать максимальную скорость на манетке.

Если в конце регулировки при переключении не получается установить цепь на самую маленькую звезду, причину нужно искать в чрезмерно натянутом тросе.

Отпустите регулировочный винт для ослабления натяжения тросика. Если же после этого проблема перемещения цепи на маленькую звезду не будет устранена, придётся повторить регулировку заново с первого этапа.

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий