Устройство велосипеда простыми словами: 15 основных частей

Составные части Обслуживание и Ремонт

Для того чтобы правильно эксплуатировать любое транспортное средство, надо знать как оно устроено, и как оно работает.

Знания материальной части позволит быстро, качественно и без особых затрат «вылечить своего железного друга». Давайте изучим, из чего состоит велосипед.

Как устроен велосипед

Составные части

Устройство велосипеда не такое сложное, как может показаться на первый взгляд. Велосипед состоит из основных частей и дополнительных частей.

Основная часть строения велосипеда это та часть конструкции, без которой велик, не сможет существовать:

  • Рама – «скелет» велобайка. К ней крепятся все остальные части.
  • Руль – Через него осуществляется управление транспортным средством.
  • Колёса – полагаем не надо объяснять, зачем они.
  • Педали – благодаря им передаётся привод на заднее колесо.
  • Трансмиссия – это комплекс элементов, благодаря которым осуществляется движение, выбор скоростного режима и торможение.

Схема велосипеда для горных прогулок связана с его использование на пересечённой местности. Такой велик оснащён дополнительно:

  • Передней вилкой с амортизаторами.
  • Большими колёсами диаметром до 26 дюймов.
  • Усиленной тормозной системой и трансмиссией в целом.

Дополнительные элементы

К дополнительным частям велосипеда можно отнести устройства, которые не влияют на ходовые качества байка, но создают условия для комфортной и безопасной езды:

  • Звуковой сигнал нужен для предупреждения других участников движения о своём присутствии.
  • Зеркало заднего вида позволяет знать, что происходит за спиной.
  • Светоотражатели хоть и считаются дополнением к велосипеду, но являются обязательным элементом для безопасного катания в тёмное время суток.
  • Во флягодержателе держать ёмкость с водой гораздо удобнее, чем в кармане или рюкзаке.
  • Если есть вещи для перевозки, то их можно разместить на переднем и заднем багажниках.

Из чего состоит велосипед

Рама

Рама

Это главный элемент велоконструкции. Трубки рамы формируют два треугольника с задней части и передней части. Треугольник, который в задней части велосипеда раздваивается для закрепления задней вилки и обода.

Велосипедная рама бывает открытого типа, и закрытого типа:

  • У открытой рамы верхняя трубка изгибается и опускается к нижней трубке. Велосипеды с таким типом рамы принято называть «женскими».
  • У закрытой рамы верхняя трубка прямая.

Рамы изготавливают из разных типов стали, карбона, алюминия. Реже для изготовления рамы используют магний, титан, скандий.

Про раму очень хорошо рассказано здесь:

Седло

Без седла любая поездка может превратиться в изнурительное путешествие, сёдла устанавливают даже на байки класса ВМХ. Сидушка на велике должна быть удобна, подходить по размеру и весу. Покрытие для седла может быть кожаным или из кожзаменителя.

В зависимости от предназначения байка сёдла могут оснащаться амортизатором, а могут быть установлены на жёстком креплении. Подгон седла по росту производится за счёт подседельного штыря (глагол).

Руль

Основой управления любым транспортным средством является руль, велосипед не исключение.

У великов они могут быть: прямыми, изогнутыми, либо шоссейными (выгнутыми как бараньи рога). Конфигурация руля зависит от того, для каких целей предназначен велосипед:

  • Если планируются прогулки по городу и за его ближайшими пределами, то для удобства управления подойдёт выгнутый руль.
  • На внедорожные и спортивные байки и велики для трюков, устанавливают прямые рули. Спортивные машины оснащают рулём с выносом, это необходимо для регулировки. Регулировка зависит от поездки, если поездка прогулочная, то руль ставят вертикально и выдвигают его при спортрежиме.
  • Для гонок по велотрассам и шоссе подойдут «бараньи рога».

Грипсы

Это специальное покрытие для лучшего сцепления ладоней с ручкой рулевого управления. Некоторые модели спортивных велосипедов оснащают грипсами со встроенным шифтером или системой управления тормозами байка.

Велосипедные грипсы, они же ручки, как и многие элементы велосипеда, имеют свои отличия. В частности:

  • По цвету.
  • По материалу.
  • Производителем.
  • По степени жёсткости.
  • По износостойкости.
  • По размерам.

Существует четыре типа таких устройств:

  1. Из жёстких сортов резины и каучука. Они недорогие, износостойкие, с длительным сроком эксплуатации. Единственный минус руль с таким покрытие натирает ладони, но решается проблема просто, с помощью велосипедных перчаток.
  2. Грипсы, на которых, есть кольца-фиксаторы. Кольца на устройстве достаточно удобный лайфхак, они не позволяют покрытию самопроизвольно покидать ручку. Но и у таких устройств есть минусы. Они дешёвые как по цене, так и по качеству. Грипсы очень быстро стираются, а замена их достаточно трудоёмкий процесс. Необходимо будет спиливать фиксаторы.
  3. Эргономические грипсы. Подбираются по размеру ладони, имеют выемки под пальцы. При аккуратном использовании могут прослужить долгое время.
  4. Спортивные грипсы выполнены из достаточно качественной резины или кожи. Обеспечивают надёжный захват рукой руля. К сожалению, после 3-4 месяцев использования требуется их замена.

Вынос руля

Выносом или по-научному кронштейн называют деталь, которая соединяет рулевую колонку с перекладиной.

Это устройство формирует правильную посадку на байке, эффективность педалирования и безопасность велолюбителя.

Вынос может подлежать регулировке, а может быть нерегулируемым.

Регулировка выноса производится, относительна угла наклона корпуса байкера к высоте руля. Чем острее угол, тем ниже сопротивляемость воздушным потокам, а значит выше скорость движения. Такая посадка именуется «спортивной».

Для прогулок вынос руля устанавливают таким образом, что бы корпус седока был относительно ровным. Такая посадка более комфортная для походной или прогулочной езды.

Нерегулируемый вынос крепится «намертво» болтами или сваркой.

Шифтеры

Шифтер это своеобразная коробка переменных передач на велосипеде. Он устанавливается на руле байка. Существуют несколько видов приводных механизмов:

  • Грипшифтовый механизм работает за счёт натяжения тросика. Ручка управления движется вперёд назад. Они просты в эксплуатации, нет выступающих частей, быстро откликаются на команды при переключении. Минусом этого устройства можно считать, что можно случайно переключить передачу. Они часто ломаются и занимают много место на руле.
  • Триггеры — это переключатель скоростей, который работает за счёт натяжного и сбрасывающего рычажка. Натяжной рычажок повышает передачу, сбрасывающий – понижает. Устройство просто в работе, чтобы с ним разобраться не надо высокой квалификации и много времени. В отличие от предыдущего варианта нет риска случайного переключения. Минусом триггеров может сложить их ломкость, если велосипед случайно упадёт на землю, то есть вероятность поломки шифера. Нет такой отзывчивости как грипшифтового механизма.
  • Такой тип шифера встречается над рулём (Ez-Fire Plus), под рулевой вариант (Rapidfire) и с одним одрулевым рычагом.
  • Dual Control тормозные шифтеры, приводятся в работу движением тормозного рычага в перпендикулярном направлении. Новинка была представлена фирмой Shimano.

Передний переключатель скоростей

Переключение скоростей передним переключателем происходит за счёт троса, который либо натягивается, либо ослабевает. Трос приводит в действие направляющую рамку.

Передний переключатель имеет несколько параметров. Исходя из этого, следует делать выбор при его покупке.

По способу крепления:

  • Крепление на трубу рамы при помощи хомута.
  • Устанавливаются на специальную площадку. Такое крепление именуется («Braze-on»).
  • Устанавливается на каретке байка («E-type»).

По направлению подвода тросика:

  • Верхняя тяга. Подача тросика от руля к переключателю скоростей по верхней трубе рамы.
  • Нижняя тяга. Подача тросика от руля к переключателю скоростей по нижней раме под кареткой.
  • С универсальной тягой. Большинство великов идут именно с третьим видом подачи тросика, его при покупке нового переключателя нелишним будет уточнить, каким именно способом подаётся тросик.

По параметрам систем звёзд:

  • Количество звёзд в трансмиссии, их может быть две или три.
  • От количества звёзд на задней кассете. Производитель указывает это количество, так от этого зависит толщина цепи. Байки с трансмиссией 3х8 имеют толщину цепи с 7,05 до 7,1 мм, а с трансмиссией 3х9 толщину цепи 6,6 мм.
  • По размеру самой большой звезды. Переключатель должен соответствовать количеству зубьев на звезде. Если количества зубьев будет меньше, чем на это рассчитан переключатель, то возникнут трудности в настройке, а при сильно большой разнице настройка будет невозможна.
  • От разности между количеством зубьев самой большой и самой маленькой звезды. Этот параметр называется «Ёмкость системы».
  • От минимального количества разности зубьев самой большой и средней звезды. Если в инструкции к переключателю написано, что минимальная разность не должна быть меньше 12, то недопустимо использовать переключатель в системах с разницей -8.
  • Длина оси каретки должна соответствовать переключателю или наоборот.

Задний переключатель скоростей

Задний переключатель скоростей, это устройство переключения передач, в процессе которого  цепь перемещается через ролики и рамку, далее по звёздочкам трещотки.

Его изготовляют из титанового сплава или углепластика как собственно и передний переключатель.

Переключатель крепится на раме тремя способами:

  1. Под крюк, под велосипедную втулку.
  2. К специальному отверстию на раме.
  3. Через переходник, называемый «петухом».

Тормоза

Вовремя остановиться, а порой резко остановится это очень важно и не только для придачи эффектности, но и просто что бы ни покалечится самому и не покалечить других. Тормоза должны быть всегда исправны.

Существует пять тормозных систем. В число, которых входят тормозные механизмы: ободный, дисковые, барабанные (педальные), роллерные, стремянные. Последние три встречаются крайне редко. Поэтому коротко расскажем об основных тормозных механизмах:

  • Кулачки механизма охватывают обод и не позволяют двигаться велобайку. Такой механизм называется «ободной». В свою очередь, они имеют несколько видов: клещевой, кантилеверный, V-брейк, гидравлические.
  • Дисковый тормозной механизм бывает механический, гидравлический, и гибридный. Механика работает за счёт натяжения тросика. Гидравлика за счёт высокого давления созданное маслом, которое передаётся по специальной трубке. Гибрид работает за счёт того, усилие на гидравлику передаётся через тросик.

Колёса

Колёса это важный элемент велосипеда и при этом легкозаменяемый как целиком, так и частями. Оно состоит из камеры, обода и спиц. Они отличаются диаметром и размером колеса. От этого показателя зависит проходимость, скорость и компактность велобайка.

Обод определяет размер колеса. Шина – это защита обода от повреждений. Спицы связывают между собой обод и втулку.

Втулка имеет два подшипника и крепится к велосипедной раме.

Велосипедная втулка

Втулка – это основа колеса. Ось втулки дропаутах вилки или раме. От оси втулки отходят спицы и соединяются с ободом колёса.

Подшипники заставляют вращаться втулку и колесо в целом.

Обода

Обод это что находится с наружной части колеса. К нему крепится ступица, и натягиваются спицы.

Жёсткость колесу придаёт конструкция обода. На современных велосипедах ставят коробчатые ободья. На шоссейниках устанавливаться ободья с низкими стенками, чем у дорожных велосипедов.

Для путешествий по пересечённой местности, чтобы придать колесу большей жёсткости внутри обода устанавливают коробчатое сечение и добавляют дополнительное ребро жёсткости. Получаются двойные ободья. Это делают на горных байках.

Шины

Шина или это упругая оболочка, выполненная из резины. Качественная шина обязательно оснащена полимерным или металлическим кордом, которая устанавливается на обод колеса.

Велошина состоит:

  • Из резинового протектора, который улучшает сцепление с дорогой или дорожным покрытием.
  • Из каркаса с полимерным или металлическим кордом.
  • Боковины.
  • Бортироочных тросов и бортировочных колец.

Шины имеют разный диаметр от 20 до 29 дюймов.

Педали

Это часть шатунного механизма, которые придают движение велосипеду посредством цепной передачи и совокупности звёздочек.

Педали бывают платформенные, комбинированные и контактные. Кроме того педали имеют своё назначение:

  • Прогулочные – для езды по городу и вообще для покатушек без излишнего напряжения.
  • Общего назначения – такие педали используют для прогулок и для активного велопутешествия.
  • Кросс-кантри – это контактные педали к ним нужна специальная обувь.
  • Для экстремальных дисциплин. – У этих педалей есть специальные шипы и вспомогательные платформы.
  • Шоссейные – для велогонок. Нога на таких педалях очень плотно зафиксирована.

Трансмиссия

Трансмиссия – это сочетание компонентов, которые придают движение велосипеду посредством цепной передачи и совокупности звёздочек.

При необходимости в конструкцию трансмиссии включается система переключения передач.

Отличия в зависимости от модели

Конструкция велосипеда может быть разнообразной и это отличие зависит от предназначения байка.

Горный велосипед

Имеет амортизирующую переднюю вилку. Колёса от 26 дюймов с крупными протекторами. Руль выносится вперёд Вес 20-25 кг.

Гоночный

У такого велика узкие шины. Обод 27 дюймов. Это позволяет держать максимально высокую скорость на трассе.

Ситибайки (городские велосипеды)

Отличительная особенность этих механизмов заключается в ножном тормозе широким седлом, прямым рулём.

Гибрид

Сочетает элементы всё вышеперечисленных машин.

Трюковые

У великов ВМХ одна придача, низкая рама, широкие колёса, иногда нет тормозов

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий