В весенне-осенний период велотранспорт является основным средством перемещения большого количества людей. Один едет на дачу, другой, на работу, а третий просто прогуливается. Находясь в движении, колесо подвергается постоянной нагрузке, под воздействием которых происходят некоторые изменения.
Одно из них – восьмёрка. Поговорим о том, как убрать на колесе велосипеда восьмёрку более подробно.
Деформация типа восьмерка, что это
Деформация типа восьмерка – изменение плоскости обода колеса. Проще говоря, поверхность обода теряет первоначальную форму круга.
Наиболее распространённый вариант – отклонение части обода от заданной траектории.
При вращении деформированные области описывают траекторию, напоминающую восьмёрку. Езда на велосипеде с таким дефектом сопровождается существенным биением либо вилянием по сторонам во время движения.
Перемещаться на восьмёрке можно, но это не комфортно.
Также важно понимать, что деформированное колесо больше подвержено нагрузке, которая может вывести его со строя.
Проблема решаема, она может быть устранена как самостоятельно, так и с помощью специалиста. Несомненно, если вы делаете это первый раз, то лучше воспользоваться услугами профессионала, а если есть опыт, то можно сделать самостоятельно.
Определение искривления на колёсах
При подозрении на образование такого дефекта или ощущении биения при движении, можете не сомневаться – колесо восьмёркой. Для того чтобы понять так ли это, следует определить участок, в котором образовалось искривление.
Ставим велосипед на руль, колёсами вверх и выполняем проверку одним из двух способов:
- Визуальный. Он может быть применён для определения средних и крупных отклонений. Колесо следует сильно раскрутить руками и выявить повреждённый участок. Если это заднее колесо, то ему можно предать ускорение путём вращения педалей. Участок колеса с искривлением при вращении виляет в сторону. Необходимо подобрать момент и ухватиться рукой за это место. Да, это небезопасно, поэтому лучше использовать описанный ниже способ. Он немного сложнее в выполнении, но полностью безопасный и эффективный.
- Контактный. Его суть в нанесении отметки на контактную область. Для индикатора можно использовать обычный маркер или мелок белого цвета. Не спеша подводим мелок к ободу колеса. В том месте, где точка обода колеса велосипеда и мелка соприкоснутся, будет вершина дефекта. Далее придаём колесу ускорение и подводим мелок ещё ближе. Место контакта будет областью искривления. Восьмёрка на колесе будет чётко видна. Её белая полоса значительно толще. Начальная и конечная нанесённого рисунка будут концом и началом изгиба, которые должны учитываться при выполнении регулировки спиц.
Причины появления дефекта
Во время движения на велосипеде основная нагрузка приходится на колёса. Любой камень или глубокая ямка может деформировать обод и стать причиной образования восьмёрки, которая может повлечь за собой ряд последствий.
Существует два вида нагрузок – постоянные и динамические.
Постоянные нагрузки
Стабильное состояние колеса обеспечивается статической нагрузкой, которая регулируется силой натяжения спиц.
Оно зависит от ряда факторов, среди которых: одинаковый уровень натяжения спиц по всему ободу, целостность и работоспособность фланцев втулки, отсутствие признаков усталости, трещин и деформаций.
Немаловажным показателем является давление в шине. Данный фактор зависит от модели велосипеда и от типа его колёс.
При неравномерном натягивании спиц после накачивания шин обод может погнуться, образовав восьмёрку.
Довольно часто, для исправления сложившейся ситуацию необходимо перетягивать все спицы на колесе.
Динамические нагрузки
Данный вид нагрузок оказывает воздействие на колесо в момент его вращения, что в результате делает его непригодным к использованию. Пример динамических нагрузок:
- Торможение. Выполнение такого действия вызывает торсионный тип нагрузки, вследствие которого выполняется её перераспределение.
- Преодоление любого вида препятствий. Радиальный вид нагрузки, под воздействием которого верхняя часть спиц испытывает увеличенную нагрузку, а нижняя ослабляется ещё больше.
- Вес велосипедиста. В любом случае даже при езде по идеально ровной поверхности возникает усталость металла. Даже при простом сидении на велосипеде две нижние спицы оказываются в повышенном напряжении, а две верхние, наоборот – расслаблены. Чем выше вес ездока, тем больше возникающий дисбаланс.
- Поперечные нагрузки. Возникают при выполнении манёвров и поворотах. Значительно увеличиваются при торможении с заносом.
Все указанные выше факторы являются причинами образования восьмёрки. С задним колесом следует быть особо внимательным, так как конструкции с параллельным переключателем могут принести ряд неудобств.
Для его правильной установки необходимо разместить систему звёзд в соответствии с существующими нормами и расположить спицы в асимметрическом порядке.
Необходимые инструменты для ремонта
Исправить восьмёрку на колесе велосипеда можно используя ключ для спиц.
Он может быть двух вариантов – штампованный и фрезерованный.
Второй вариант применяется более часто, так как имеет чёткие грани и является более качественным.
Также может быть использована стойка для велосипеда, позволяющая надёжно зафиксировать необходимую для выполнения работы позицию. При её отсутствии достаточно поставить велотранспорт на руль.
Как выправить восьмёрку на колесе
После того как был определён участок искривления, необходимо его выровнять.
Как выпрямить колесо? Нет ничего сложного, решить эту проблему может абсолютно каждый.
Устранение данного дефекта выполняется одним из двух способов:
- Путём ослабления и подтяжки спиц.
- Силовое выпрямление.
Поговорим о каждом из них подробнее.
Силовое выпрямление
Для того чтобы устранить дефект данным способом, следует демонтировать колесо с рамы.
Камера с покрышкой – не снимается.
Ставим обод выпуклостью к себе.
Руки размещаем на цифры 10 и 14 (относительно часового циферблата) и давим от себя.
Если у вас достаточно сильные ноги, то можно выполнять действие на весу.
Если же нет, то нужно позвать напарника, который зафиксирует поставленное дефектом вверх колесо и прилагая усилие, выровнять обод. Далее нужно монтировать колесо обратно и проверить наличие восьмёрки методом вращения.
Существует ряд причин, по которым этот метод считается неэффективным. К ним относятся:
- Невозможность устранения небольших дефектов начальной стадии;
- Возможность перегиба обода на другую сторону.
- Неудобство и низкий уровень точности (всё делается наугад).
- Не каждый качественный обод может быть выгнут путём применения ручной силы.
Этот метод больше подходит для нештатных ситуаций, когда восьмёрка образовалась из-за попадания в большую яму или наезда на препятствие, а движение должно быть продолжено до приезда в пункт назначения.
Регулировка колёсных спиц
Применение второго варианта устранения восьмёрки на велосипеде более практично. Процесс регулировки спиц заключается в их попеременном ослаблении и подтягивании. Для выполнения данной работы будет необходим ключ для спиц.
Он представляет собой небольшой железный круг с квадратными отверстиями разного размера для регулировки разного размера спиц. Он продаётся в любом веломагазине.
Для ремонта колеса велосипеда данным способом необходимо снять шины.
Далее следует выполнить проверку натяжения абсолютно всех спиц. Довольно часто восьмёрка образовывается из-за того, что они расслаблены.
Выполнить проверку довольно просто. Нужно взяться пальцами за спицу и пошатать её.
Если она двигается, то нужно выполнить подтягивание на один оборот ключа по всему колесу. Если люфта нет, то можно ничего не делать, чтобы не сделать ещё хуже.
Далее определяем область дефекта и начинаем с центральной спицы относительно начала повреждённой области.
Вращаем её в противоположную от выпуклости сторону. Находящиеся сбоку от неё спицы пока что не трогаем.
При ремонте восьмёрки на колесе в три спицы необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Центральную спицу подтянуть на 1/4 оборота ключа.
- Соседние единицы ослабить на восьмую часть.
Как исправить восьмёрку на 7 спиц:
- Натянуть центр на 1/2 оборота.
- Ослабить 2 и 3 боковые спицы на 1/4 оборота.
- Пятую и четвёртую затянуть на 1/8 оборота.
- Ослабить крайние – 6 и 7 на 1/8 оборота.
Натяжение и ослабление следует делать так, чтобы по завершении ремонтных работ крайние спицы были ослаблены.
Для проверки полученного результата колесо монтируется на своё место в рабочее положение и проверяется путём вращений вокруг своей оси.
Если восьмёрка появилась с другой стороны, то необходимо повторить вышеуказанную очерёдность, только с применением меньшей силы.
Профилактика
Как-то повлиять на образование восьмёрки на колесе велосипеда невозможно, но оттянуть его до более поздних сроков – реально.
При появлении дефекта не стоит паниковать, важно понимать, что всё ремонтируется, так же как и пробитая покрышка.
Но, несмотря на это, всё равно рекомендуются профилактические меры для минемализации шанса появления восьмёрки, которые подразумевают:
- Спокойную и аккуратную езду.
- Спешивание при преодолении таких препятствий, как ступеньки или бордюры.
- Использование качественных материалов при выполнении спицовки больших колёс.
- Использование двойного обода.
- Регулярное выполнение ТО, позволяющее заметить отклонение на ранних стадиях.
Если вы любите агрессивный стиль езды, запрыгиваете на бордюры и съезжаете по ступенькам, то проводите подтяжку спиц как минимум один раз в месяц, а лучше каждые две недели – при регулярном использовании.
В случае, если куда-то врезались, на что-то наехали, то осмотрите колесо сразу же и при необходимости выполните регулировку.
Также важно помнить, что образование восьмёрки на заднем или переднем колесе имеет ряд последствий как для самого велотранспорта, так и для вашего здоровья.
Езда на колёсах с деформированным ободом имеет ряд последствий, среди которых:
- Поломка тормозов в самый неподходящий момент.
- Расшатывание втулки колеса, что впоследствии может привести к серьёзным техническим проблемам.
- При длительной езде может стать причиной поломки всех спиц.
Устранить самостоятельно восьмёрку на велосипеде путём регулировки спиц довольно сложно, так как нужно разобраться, как определить точку обода колеса велосипеда, куда и насколько крутить спицы.
Поэтому, при возникновении такого отклонения следует сходить в мастерскую, где работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам и расскажут, как выправить восьмёрку на колесе самостоятельно.