Заветной мечтой всех советских детей был велосипед орлёнок. Он считался наилучшим подарком за хорошее поведение и усердие.
Непосредственно на нём мальчишки совершали лихие гонки по тротуарам города и изрытым деревенским дорогам.
Размеры и технические характеристики
В начале производства «Орлёнок» подростковый транспорт был укомплектован двойной верхней рамой. К тому же с задней стороны седла происходил раздел и плавный переход в вилку задней шестерни.
Такое устройство создавало определённое удобство в случае поднятия и переноски. Через некоторое время модель видоизменили.
Она уменьшилась и стала похожа на «Украину» ― велосипед с прямой геометрией рамы.
Технические характеристики велосипеда «Орлёнок»:
- образец отвечает 171–831,171–821 ГОСТу 6693–74;
- база (или расстояние между центрами втулок колёс) ― 975 мм;
- размер рамы велосипеда ― 44 см;
- штурвал с поворотным механизмом, устанавливаемый на разный уровень;
- количество зубцов головной детали цепной передачи ― 44 шт.;
- состав зубцов ведомой шестерни сзади ― 19 шт.;
- задняя колёсная втулка с тормозом и холостым движением;
- объём покрышки ― 37–533 (2,4×0,15) см;
- структура втулочно-роликовой цепи ― 100 звена;
- вес без снаряжения и инвентаря ― менее 13 кг;
- максимально допустимая нагрузка на велосипед ― 70 кг;
- отрезок пути, который прокатывает велосипед за одно вращение педалей ― 4.44 м.
Комплектация и дизайн
Велосипеды выпускались на литовском заводе. «Эрелюкас» звался двухколёсный конь с верхней двойной трубой для пацанов. На русский язык он переводился как «Орлёнок». Была продумана модель и для девочек, которая называлась «Крегждуте», что означало «Ласточка».
Эти загадочные прибалтийские названия придавали двухколёсному транспорту европейского шарма. И в действительности выглядели стильно по тем временам.
Велосипеды были зелёного цвета. На образце для мальчишек крепился багажник.
Но и без добавочного снаряжения такой двухколёсный аппарат был истинным богатством для школьников.
Владелец «Орлёнка» с гордостью обладал таким предметом. И даже бывшие в употреблении велики с радостью передавались подрастающему поколению.
У велосипеда «Орлёнок» был доступный пониманию механизм. В его устройстве отсутствовали лишние элементы.
В комплект каждого велика входили следующие необходимые предметы:
- насос на специальном креплении посередине заднего колёсного диска и вертикальной стойки;
- ремонтный рюкзак с инструментарием, который закреплялся ремнями к заднему седлу;
- починочный комплект для велокамер;
- сосуд со смазочным составом;
- сигнал;
- багажное отделение;
- зеркало для обзора сзади.
По желанию и за дополнительную плату можно было иметь преобразователь энергии, велофару к нему, счётчик пройденного пути, защиту для велосипедной цепи.
Топ основных неполадок
Всякий транспорт, даже двухколёсный, может время от времени ломаться. Так и «Орлёнок» иногда «страдал» от повреждений.
Хозяева двухколёсных великов чаще всего устраняли следующие неполадки:
- дырка камеры;
- соскакивание цепочки;
- искривлённое колесо в виде «восьмёрки».
Чувство ответственности обязывало владельцев таких гоночных аппаратов самим стараться ремонтировать свою технику.
Какие ещё модели велосипедов были популярны в СССР?
Эсэсэсэровская детвора любила активные уличные игры, в отличие от современных подростков, не отрывающихся от персональных гаджетов.
В советской стране кроме «Орлёнка» использовались и были распространены другие модели двухколесников.
Среди них можно отметить:
- «Москва-80»;
- «Спутник»;
- «Школьник»;
- «Кама»;
- «Тахион»;
- «Урал»;
- «Аист»;
- «ЗиЧ-1»;
- «Украина»;
- «Турист».
Однако название «Орлёнок» связывало советскую детвору с лучшими воспоминаниями детства, где неизменны были пионерские лагеря, громкие песни, самый крутой велик.
Этот железный конь был высшим классом в сознании подростков из СССР. После реконструкции, которая привела к изменению рамы, велосипед «Орлёнок» завоевал ещё большую любовь у подрастающего поколения страны.
А у вас в гараже или чердаке не завалялся двухколёсный раритет из счастливого детства? Вспомним озорные денёчки и прокатимся лихо?!