Карданный привод велосипеда. Достоинства и недостатки.

Велосипед без цепи Виды и Выбор

По типу привода велосипеды бывают цепными (наиболее распространённые модели) и карданные (набирающие популярность). Статья посвящена именно бициклам с карданной передачей.

Принцип работы велосипедов с карданным приводом

Официальным изобретателем велосипеда с карданным приводом считается представитель Англии А. Фернхед, он впервые предложил конструкцию в 1890 году с вальным приводом, установленным в защитном кожухе.

На родине его изобретение не нашло поддержки, и в 1894 году Фернхед везёт свою модель в США, где начиная с 1910 года начинается серийное производство велосипедов с вальным приводом на производственных площадях автомобильной компании Pirece Arrow Automobile.

Карданный велосипед оснащён трансмиссией, сходной с автомобильным вариантом. В данном случае крутящий момент передаётся от педалей с помощью металлического вала на втулку колеса.

Такой привод не требует наличия звёздочек и цепи для приведения в движение транспортного средства. В простом случае (одной передачей) на вал устанавливаются две конические шестерёнки, а для моделей с несколькими скоростями применяется планетарная втулка с несколькими шестерёнками, меняющая передаточное число.

Существуют модели с 8 передачами. Все детали заключены в прочный корпус.

В основном велосипед с вальным приводом эксплуатируется в городском цикле, хотя есть представители рыболовного и охотничьего сообществ, которые отдают предпочтение велосипедам с карданным приводом, ностальгируя по карданным валам советского производства.

Велосипеды с карданом имеют целый ряд достоинств, но не лишены и недостатков.

Основные преимущества

Основные преимущества связаны с принципиальными отличиями велосипеда с карданным валом от собратьев с цепным приводом, поэтому и рассматриваться будут в сравнении с ними.

Сейчас байки с применением вального привода встречаются гораздо чаще, благодаря следующим очевидным достоинствам:

  1. Не спадает и не рвётся цепь. Цепь в процессе эксплуатации вытягивается, что требует постоянной регулировки натяжения. В результате износа происходит её разрушение.
  2. Большой клиренс. Отсутствие цепи и высокого расположения кардана для велосипеда позволяет передвигаться по пересеченной местности с высокими кочками и преодолевать препятствия в виде бордюров в городских условиях.
  3. Обеспечивается сохранность одежды за счёт отсутствие цепной передачи, которая постоянно пытается затянуть штанину велосипедиста или испачкать её смазкой.
  4. Трансмиссия надёжно защищена от механических и климатических воздействий, в отличие от велосипедов, оборудованных цепью, подверженной процессу коррозии.
  5. Для переключения передачи не обязательно находится в движении, что удобно при городском движении по проезжей части.
  6. Надёжная система-привода. Все узлы привода надёжно защищены от попадания грязи, пыли, влаги и песка.
  7. Длительный срок полезного использования (до 50 лет) с большими интервалами между техническим обслуживанием (до 30 тыс. км пробега). В цепных моделях интервал обслуживания не дотягивает до 3–5 тысяч км.
  8. Полное отсутствие шума в исправном приводе.

Основные недостатки

Как бы ни хотелось, но у велосипедов без цепи с карданом имеются некоторый набор минусов:

  1. Вес таких транспортных средств тяжелее оппонентов за счёт веса карданного механизма. В среднем, разница составляет 2–3 кг.
  2. При выходе из строя вального привода отремонтировать его собственными силами проблематично, а в полевых условиях практически невозможно.
  3. Количество передаточных чисел (передач) ограничено, обычно применяется не более 8, что не сильно приветствуется любителями маутинбайка.
  4. Выше цена таких велосипедов.

Все недостатки с развитием технологий и применению новых материалов постепенно сглаживаются, а поломка карданного привода происходит в разы реже, чем у цепных конкурентов.

Можно ли сделать самому

Неуёмная энергия, в хорошем смысле этого слова, подвигает некоторых любителей самодельных конструкции к созданию велосипедов с карданной трансмиссией собственными руками. В интернете можно найти результаты таких разработок.

В основном за основу берётся самая обычная модель и на её базе организуется вальный привод.

По мнению специалистов, овчинка выделки не стоит, потому что самостоятельно изготовить конструкцию, состоящую из вала и конусных шестерёнок, отрегулировать её, обеспечить надёжность и производительность в кустарных условиях практически невозможно.

Лучшие производители

Список производителей карданных велосипедов недлинный, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Это обусловлено невысокой популярностью такой модели и высоким коммерческим риском.

Однако и на этом рынке присутствуют предприятия, которые на протяжении многих лет выпускают линейку велосипедов, оборудованных вальным приводом.

Eltreco

Российская компания, основанная в 2012 году, специализируется на производстве гибридных моделей велосипедов, оснащённых электрическим приводом.

В ассортименте, выпускаемой на заводах Южной Кореи и Китая продукции, присутствует линейка байков с карданным приводом.

Все модели имеют складную раму, что удобно при транспортировке и хранении.

Цена на модельный ряд находится в диапазоне от 62 000 до 150 000 рублей.

Alpine bike

Швейцарская компания Alpine bikes с 2000 года производит велосипеды, отличавшиеся высоким качеством, большим модельным рядом от детских до горных моделей, с цепным и карданным приводом.

Отличительной особенностью бренда является применение собственных технологий изготовления рам и комплектующих:

  • гидроформинг (изготовление рам сложной конструкции без использования сварки и механических сгибов, что гарантирует высокую прочность);
  • Bi-Oval (применение тубы с овальным сечением для изготовления рамы, что придаёт дополнительную прочность и стильность);
  • баттинг (применение в конструкции рамы трубы разной толщины, в зависимости от нагрузки, что снижает вес велосипеда).

Например, модель Alpine Bike 30L сочетает в себе все технологии, имеет кардан и является женским дорожным велосипедом.

Все модели карданных велосипедов данного бренда относятся к относительно бюджетной ценовой категории и обладают высоким качеством.

Dynamic bicycle

Американский производитель выпускает модели с вальной трансмиссией, отличающиеся хорошими техническими характеристиками и качеством сборки.

На весь модельный ряд предоставляется длительная гарантия.

На российском рынке найти модели этого бренда сложно.

Mifa

Как и предыдущий бренд, немецкий байк – редкий гость на российских прилавках.

Как и положено немцу, отличается высоким качеством сборки, надёжностью.

При передвижении в городских условиях обеспечивает высокий уровень комфорта.

Ceramicspeed

Датская компания производит высокотехнологичные модели карданных велосипедов. Недавно представила революционную конструкцию трансмиссии, выполненную по технологии Driven с применением 21 гибридного подшипника.

Такая конструкция не требует планетарной втулки и поддерживает 13 скоростей.

Цена на такие пока не объявлены.

Приобрести карданные модели этого производителя можно по цене от 75 до 100 долларов, плюс доставка в Россию.

Модели велосипедом с развитием новых технологий и применением современных композитных материалов избавляются от своих «болячек» и со временем отвоюют свою нишу в борьбе с цепными конкурентами.

Оцените статью
velosipedguru.ru
Добавить комментарий